Норвегия. Фломские экскурсии

Скалы Согнефьорда

Протяженность маршрута Берген-Флом оценивалась нами в 170 км. Самый короткий переезд за всё путешествие! Правда, он имел одно ограничение по времени - в 18 час. 40 мин. отправлялся поезд фломской железной дороги, на который у нас уже были куплены билеты.

Маршрут пятого июня

Бо′льшая часть трассы Е16 проходила по ущелью вдоль реки Воссе.

Пороги реки Воссе

Где-то на середине пути, в нескольких километрах севернее городка Восс, по левой стороне дороги открывается вид на каскады водопада Твиндефоссен. Если верить справочникам, то это самый крупный водопад Норвегии. Удобство подъезда, большая равнина внизу, позволяющая делать фото с различных ракурсов, привлекают сюда огромное количество туристов.

Водопад Твиндефоссен

Узоры на камнях

Движемся дальше. Несколько километров - и снова тормозим, чтобы щёлкнуть затвором фотоаппарата. Озеро с трудным для произношения названием Опфеймсватнет притягивает своими альпийскими видами. Но вода обжигающе холодна!

Берега озера Опфеймсватнет

За 20-25 км до цели поездки дорогу начинают обступать горы Сталхеймского ущелья. И снова не удержаться, чтобы не припарковаться в «кармане», и не заснять эти белесые округлые вершины и летящие с высоты водяные струи!

Водопады Сталхеймского ущелья

Проехали поворот на Гудванген, «нырнули» в 10-километровый туннель и оказались в долине Фломсдален. На стойке регистрации кемпинга, который мы легко нашли по координатам, нам выдали помимо ключей от номеров жетоны, подобные тем, что используются в метро. Как оказалось, это для душевой кабины в санблоке. Об этом позже.

Планируя ночевки в кемпингах даже за три месяца до путешествия, мы испытали трудности с бронированием. Сергей с Ириной заселились в номер со всеми удобствами.

Домики с удобствами в номерах

Наша пара довольствовалась номером в другом корпусе, с удобствами в отдельном санблоке на первом этаже.

Домики типа хостел

Оба корпуса оборудованы общими кухонными зонами с несколькими электроплитами, полным набором посуды, холодильниками… Кстати, продукты постояльцев хранятся в холодильнике в открытых пластиковых судках с указанием номера и даты загрузки. И наша форель заняла свой судок в ожидании ужина.

На общей кухне

Другие варианты расквартирования - в палатке возле машины или в автодоме (кемпере), при этом пользуясь общими санитарными и кухонными зонами в блоках.

Зона для палаток

Отметим юмор, с которым организаторы обустраивали территорию.

Клумбы в кемпинге

Знакомство с кемпингом прервалось громким гудком – совсем рядом отчаливал белоснежный теплоход. Сюрреалистическая картинка: за фруктовыми деревьями на фоне зеленых гор круизный океанский лайнер. Без видимой морской глади и привычных портовых сооружений.

Теплоход у фломского причала

Пообедав быстрорастворимыми супами, мы поспешили на вокзал. Первое, чем удивил нас Флом, так это своей миниатюрностью.  До железнодорожного перрона – 300 м, до глубоководного причала - 500.

Исполнили мечту Архимеда!

В ожидании посадки на поезд мы ещё успели покрутить глобус в фонтане.

План туристической зоны Флома

По вагонам! Весь экскурсионный состав состоит из шести вагонов с мягкими сиденьями и двух электровозов – по одному в голове и хвосте сцепки. Оказалось, что наш вечерний рейс имеет очень существенное преимущество перед дневными. Туристические группы из ближайших городов и с паромов уже отправились в обратный путь, поэтому пассажиров было немного. Места у окон по обеим сторонам были в нашем распоряжении!

За час поезд преодолевает подъем на 866 метров. Круто! Каждые 18 м колея поднимается на метр!

Всё выше и выше!

Состав тронулся, скрежеща колесами на поворотах дороги. Мы прилипли к окнам. Долина быстро сжималась обступающими горами километровой высоты, поезд нырнул в первый из двадцати туннелей. Вообще, число 20 – знаковое для этой одноколейной железнодорожной ветки: 20 км пути через 20 туннелей строились 20 лет. Так вот, 18 из них пробивалось вручную, со скоростью проходки 1 метр в месяц! Интересно, что в горы «спрятали» не только дорогу, но и часть русла реки Фломсэльва. Трижды она пересекается с железной дорогой, где, для исключения риска обвалов, протекает по искусственному руслу- туннелю, прорубленному под дорогой.

За время пути состав делает несколько остановок, одна из них – на смотровой площадке у клокочущего водопада Кьёсфоссен. Спокойной темной воды нет, одна белоснежная пена. Полное ощущение кипящего молока!

Водопад Кьёсфоссен

Полосы с вертикальными черточками на следующем фото – это туннель Венде. Серпантин железной дороги на одном склоне! Часть её внутри скалы, а часть – под козырьками с опорными столбиками. Инженерная фантастика!

Вид на туннель Венде

И вот мы на вернем плато любуемся видами озера Рейнунга.

Озеро Рейнунга

Станция Мюрдал – конечная станция поездки для нас, туристов. Вдали виднеется темный проём туннеля, соединяющего Флом с железнодорожной сетью всей      Норвегии. Десятиминутная стоянка – и наш состав отправляется в обратный путь. Круто вниз! В этот момент невольно задумываешься о системах торможения. Предусмотрительные норвежцы и это учли. Их здесь пять! Браво проектировщикам и строителям!

Посёлок Мюрдал

Чем ближе Флом, тем чаще мы вспоминаем о форели в холодильнике. Проголодались, однако! Вернулись в кемпинг – и первым делом на кухню, где суетилась шумная компания индусов. Мы отправили рыбу в духовой шкаф, а сами решили занять столик на свежем воздухе. Ожидание блюда затянулось по причине ошибки с выбором режима запекания. Только ближе к полуночи мы, полусонные, перебравшиеся из-за прохлады в столовую, облизывали пальцы после вкуснейшей рыбки.

В ожидании ужина

Спать! Но перед этим ещё один тест-драйв – душ. Настал час полученных жетонов! В душевой кабине встроен в стенку блок с монетоприёмником и электронным табло времени. Опускаю жетон – включились насосы подачи воды и замелькали цифры, отсчитывая оставшееся время. Один жетон – шесть минут удовольствия, хочешь повторить – 20 норвежских крон (примерно 140 руб. нашими). Замечу, что «норматив» выполни′м, без напряжения!

В душевой кабине

Проснувшись на следующее утро раньше всей компании, решил сделать панорамные снимки Фломсдален. Поднялся немного в гору по обочине трассы, но не нашёл бреши в заградительной сетке, чтобы забраться на видовую возвышенность. Так и не уяснил для себя: то ли эти сетки предотвращают выход диких животных на трассу, то ли защищают природу от наших посягательств…

Однако, пора выполнять дневную программу. Нас ждёт экскурсия по фьорду! В 10 часов утра мы поднялись по трапу на необычный электроход-катамаран. Путешествие по Согнефьорду началось!

Маршрут экскурсии по фьорду

За кормой остаётся Флом с его домиками и причалами, спрятанными между гор.

Уходим от причала

Без чаек за кормой

Свежий ветер развевает красное полотнище флага с сине-белым крестом, каждый новый поворот завораживает открывающимися видами. Седые и поросшие лесом горы, водопады «из неба», изумрудная вода… Кстати, срез воды находится где-то на середине окружающих скал: под водой больше километра до дна, над водой больше километра до вершин.

Прибрежный поселок

Седина скал

Оказывается, среди этого сурового безмолвия встречаются-таки туристы! Видим палатки на склонах, надувные лодки.

Водопады и палатки

По лабиринту в Гудванген

Скалы-великаны

Завершение прогулки

Через два часа электроход ошвартовался у причала Гудвангена, тут же подключившись к береговым розеткам.

Экскурсионный электроход

Цвет и прозрачность воды в реке, что впадает фьорд, просто поразили. Мы прильнули к фотоаппаратам.

Изумруд реки

Гостиницы Гудвангена

Дальше по плану нас должны были доставить к месту начала экскурсии на автобусе. И тут случился казус. Дело в том, что из Гудвангена отправляется большое количество автобусов в разные населённые пункты. Остановки чётко не обозначены. Толпы шумных туристов, невнятное пояснение сотрудника, регулирующего посадку… В общем, мы прозевали свой автобус. В головах уже вертелись планы по возвращению в кемпинг своим ходом – всего-то чуть больше 10 км! Но «засада» в том, что дорога проходит через туннель, а по нему пешеходам передвигаться запрещено. Через гору – не реально! Обратились к сотруднику информцентра. Удача! По его записке нас посадили на следующий шаттл, отправляющийся во Флом. И даже бесплатно!

Отставание по времени от суточного плана компенсировали, сократив время обеда. Расслабляться не приходится – впереди переезд к леднику!