Норвегия. Ледник Бриксдальсбреен

СВОЙ МАРШРУТ рулит!

13 ч. 40 мин. 6 июня 2018 года. Наша команда покинула гостеприимный кемпинг. К вечеру мы планировали достичь подножия ледника Бриксдальсбреен, что находится в фюльке Согн-ог-Фьюране, и разместиться на ночлег в кемпинге «Олдеватен». Плановое расстояние – 300 км. Вроде бы немного, но на маршруте были две известные нам (а кто знает, сколько будет неизвестных?) достопримечательности и паромная переправа через фьорд, интенсивность и загрузку которой мы себе не представляли.

Маршрут шестого июня

Первая достопримечательность находится всего в десяти километрах от Флома, над городком Эурланн. Это смотровая площадка. Серпантин подъема к ней кружит головы. Узкая, в одну полосу, трасса, пешеходы на обочине, многочисленные повороты на 180º, степенно идущие по асфальту овцы – тут не до созерцания окрестностей. Для разъездов встречных автомобилей предусмотрены «карманы», обозначенные дорожными знаками с изображением белой буквы «М» на синем фоне.

Все выдохнули только после остановки машины на парковке. Смотровая площадка Стегастейн выполнена в виде 30-метрового моста, обрывающегося в пропасть. Ограждение из прочного стекла в конце моста практически не заметно и надо побороть себя, чтобы подойти к нему, а тем более опереться. До водной глади фьорда 650 м!

Конструкция смотровой площадки

Фото на память

На самом краю

По этому фьорду проходила наша водная экскурсия

Эурланн под нашими ногами

Интересно, что туалет возле парковки также имеет широкие окна, позволяющие любоваться окружающими красотами.  

Есть видовые квартиры, а есть видовые туалеты

В обратную дорогу отправились после того, как иссякла фантазия в поисках новых ракурсов и композиций для снимков.

Следующая инженерная диковинка ждала нас буквально в двух километрах за Эурланном. Лердальский автомобильный туннель. Самый длинный автомобильный туннель в мире! Двадцать четыре с половиной километра! Примечательно, что в большинстве туннелей норвежцы не применяют никакой отделки стен и потолка, оставляя их в естественном состоянии после проходки бурами. Из-за этого туннели очень напоминают норы. В них есть вентиляция, кнопки экстренного вызова помощи, средства пожаротушения. В Лердальской «норе», помимо прочего, есть ещё три искусственных расширения-грота для кратковременных остановок машин. Они находятся примерно на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют разноцветную подсветку. Это сделано для снятия напряжения у водителей, возникающего при движении в однообразных условиях. Всё сооружение впечатляет! Особенно, если осознавать, что над нами больше полутора километров гранита!

В Лердальском туннеле

Одна из стоянок в туннеле

Через тридцать минут подземелья мы щуримся от солнца в долине реки Лердальсэльва. Следующий путевой ориентир – пристань Фоднес на берегу одного из ответвлений всё того же Согне-фьорда. Курсирующий здесь паром должен доставить нас с южного на северный берег залива. Приехали, заняли очередь и приготовились ждать, наблюдая за приближающимся к нашему берегу судном. Наш «Фёдор» был восемнадцатым на погрузку. Но ждать не пришлось! Паром ткнулся носом в причал и в следующий момент зафиксировал себя специальными механическими захватами. Ещё несколько секунд – и откинулась аппарель, машины тремя колоннами рванули с палубы, словно табун из загона. Шустрые регулировщики тут же дают команду на погрузку, распределяя автомобили по полосам движения. Ни минуты простоя! Вся операция «выгрузка-погрузка» заняла не больше 10 минут! Уже после отплытия матрос с терминалом прошёл быстрым шагом вдоль машин, принимая оплату.

На пароме

Выгрузка прошла также быстро, как и погрузка. А дальше дорога ныряет в туннели, выскакивает на мосты, петляет по подъёмам и спускам.

К 18-ти часам нам открываются первые горные вершины, покрытые льдом. Это самый большой в континентальной Европе ледник Йостедальсбреен.

Вершины ледника Йостедальсбреен

Если условно сравнить форму ледяного массива с крепостным бастионом, обращенным на юг, то мы приближаемся к его передней стороне, фасу.

Южный язык ледника

Дальше нам предстоит обогнуть горное плато - укрепление с западной стороны, вдоль правого фланка.

Прямо-таки шамбала норвежская

Гора, напоминающая панцирь черепахи

С вершины очередного хребта открывается панорама на застывший вечерний Норд-фьорд.

Панорама Норд-фьорда

Спускаемся к воде и, повернув на восток, «обходим правый фланк ледника-бастиона». Странно, но за всё время путешествия в заливах и озерах Норвегии нам практически не встречались катера или лодки. Только редкие теплоходы нарушали безмолвие природы. 

Редкие теплоходы в фьордах

На выезде из очередного туннеля

Через некоторое время мы повернули на юг, заезжая в тыл «ледяной крепости» по ущелью реки Олдесэльва.

Вечер в ущелье

Чуть позже двадцати часов, когда ущелье уже погрузилось в тень окружающих гор, мы получили ключи от домика из рук приветливого администратора и заказали булочки на утро.

Строения кемпинга Олдеватен

Признаемся, что изначально в планах было искупаться в каком-нибудь из скандинавских водоёмов. Но не случилось – то места подходящего не находилось, то погода не располагала, то торопились. Сегодня крайняя ночёвка в Норвегии! Отступать некуда! Предвкушение горячего ужина добавило нам, мужчинам, решимости. И окунулись мы в озеро Олдеватнет, которое наполняется водами окружающих ледников. Бррр! По ощущениям 8-9 градусов. Ванна молодости! Но у нас с собой было! Согрелись!

Быстрее фоткай, кушать хочется!

Уже размякнув от сытного ужина и окружающего комфорта, я всё-таки заставил себя пройтись на противоположную сторону озера, чтобы запечатлеть безмятежно-счастливую картинку нашего очередного приюта.

Вид на коттедж через озеро

Утро в ущелье, закрытом от солнечных лучей, начинается поздно. Я успел поздороваться с пасущимися овечками, ознакомиться с территорией кемпинга и окрестностями до того, как нам принесли заказанные булочки. Вкусно, уютно, тихо и безлюдно… Здесь бы задержаться на пару-тройку дней! Но нет, нас ждёт ледник!

Причальная зона и зона барбекю

Зеркало озера Олдеватнет

Грузимся в машину и мчим на юг порядка 10 километров, ко входу в национальный парк. Нам снова повезло – мы первые посетители! Информационный стенд поясняет, что к самому языку ледника Бриксдальсбреен подниматься 3 километра. Можно пешим ходом, а можно на электромобиле – тролле. Выбрали транспорт и не пожалели – подъем достаточно крутой и занял бы значительно больше времени, чем 10-минутный переезд.   

Переливы радуги над водопадом

Нас высаживают на одной из полян ущелья и объясняют, что дальше надо идти пешком. В нашем распоряжении 40-45 минут для того, чтобы «познакомиться» с ледником и вернуться к электромобилю. Метров 500 мы петляем по тропинке вдоль бурного ручья.

Ручей с ледниковой водой

Одна беда в раннем посещении этого места летом – положение солнца, которое не позволяет выбрать желаемые ракурсы для фото.

Застывшая голубая лавина

Мы на высоте 346 метров. После очередного поворота тропинки деревья расступаются, нам открывается самый верх ущелья с «ледяным языком», тянущимся к озеру Бриксдаль. Судя по фото, раньше «язык» достигал самого озера, но с каждым годом он укорачивается. Монументальность скал и ледяных глыб кажущаяся. Солнце и ветер делают свое дело – лёд ежесекундно тает, вызывая прогибы, сколы и оползни. И мы слышали скрежет ледяных глыб на подходе к ограничительной ленте. Страшно? Да! Но с этого расстояния солнце бьет в объектив и невозможно сделать снимок. Иду ближе, надеясь на удачу. Всё получилось!

Под самым языком

В запретной зоне у озера Бриксдаль

За время прогулки мы даже успели построить свои маленькие пирамидки на озере. К троллям вернулись своевременно, и водитель любезно предложила нас сфотографировать.

По машинам!

Бросаем прощальные взгляды на скалы с ледяными навершиями и возвращаемся в кемпинг. Настоящий летний день близится к своему экватору. Прогретый воздух и ласковое солнце дают возможность насладиться всеми прелестями нашего коттеджа. Второй завтрак состоялся на открытой террасе.

Чайная церемония

Лёгкая грусть накрыла нас. Грусть от того, что путешествие завершается, что неизведанное практически закончилось. Остаётся только вернуться домой…