Норвегия. Возвращение домой.
Вадим Хохлов сб, 03/16/2019 - 07:19
Итак, к полудню седьмого июня программа посещения Норвегии была выполнена. Теперь перед нами стоит задача успеть на паром, уходящий из Стокгольма восьмого июня в 20 часов. Но, для начала надо одолеть 520 км новой для нас дороги до шведского Карлштадта, где забронирован ночлег в кемпинге.
Вспоминая термин «ледяной бастион» из предыдущей статьи, мы стартуем из тыла «крепости» на север, до Норд-фьорда. Затем двигаемся на восток, к левому фланку ледяного плато. По дороге «проведали» вино-водочный магазин городка Стрюн. В Норвегии государственная монополия на продажу спиртного, поэтому даже не в каждом населенном пункте можно купить бутылку. Так вот, самая простая поллитрушка картофельной водки обошлась нам в 1650 рублей! Цена такая же обжигающая, как вода ледниковых озёр! Купили на пробу только потому, что мы «сэкономили» на автобусных билетах при возвращении из Гудвангена во Флом.
Незаметно фьорд сменятся узким озером, по берегам которого раскиданы редкие домики на ухоженных полянах.
Горы постепенно сжимают долину и становится ясно, что впереди очередной подъем. Преодолев серпантин, перед самым въездом в многокилометровый туннель, мы остановились на площадке, чтобы обернуться и запечатлеть удивительный пейзаж.
После туннеля мы попадаем в уже знакомый нам мир горной тундры. Высота без малого километр. По правой стороне от нас, за озером, возвышаются северо-восточные склоны всё того же ледникового плато Йостедальсбреен.
Из этой точки наш маршрут меняет направление на юго-восточное, а дорога медленно теряет высоту. Всё меньше крутых поворотов, всё больше полос движения. Сергей и Ирина, меняя друг друга за рулём, мчат без остановок. Незадолго до городка Лиллехаммер замечаем обустроенную стоянку и тормозимся на обед. Засыпанная мелким гравием площадка на берегу реки, аккуратные обеденные столики со скамьями, укомплектованные всеми полагающимися принадлежностями туалеты. К хорошему привыкаешь быстро!
Во второй половине дня мы ехали уже по равнинной части Скандинавского полуострова. За окнами пролетали пологие холмы и спокойные реки. Даже не верилось, что ещё утром мы были высоко в горах, всего в нескольких метрах от ледяного панциря!
Буднично и незаметно въехали на территорию Швеции. Следующая остановка случилась только в кемпинге под Карлштадтом, куда мы прибыли в начале десятого вечера.
Это был целый город с улицами из кемперов, палаток и лёгких щитовых домиков! И в этом вечернем городе нарушали тишину только птицы! Без лишнего шума мы перенесли вещи из машины в домик, быстро накрыли стол и вполголоса произнесли тост за успешное окончание дня.
Предстоящий восьмого июня переезд из Карлштадта на паромный терминал в Стокгольме не вызывал никаких сомнений, поэтому мы позволили себе расслабленное утро и даже прогулку по территории кемпинга. Уже половина десятого утра, но присутствие людей выдавали лишь негромкие позвякивания посуды и приглушенные разговоры. Ни музыки, ни родительских окриков на детей, ни рычания двигателей! Как же они приучены уважать личный комфорт находящихся рядом!
Коттедж прибран, ключи сданы, мы готовы преодолеть оставшиеся 330 км шоссейных дорог Скандинавии.
В Норвегии не представляло проблемы найти на трассе место для отдыха. Это нас расслабило. Решив пообедать на шведском автобане, мы не один десяток километров ждали появления на обочине знака с изображением ёлочки и стульчика. Безрезультатно! Даже редкие заправки выглядели неуютно. А столичный мегаполис всё ближе! В отсутствие других вариантов, было решено устроить пикник на площадке одного из придорожных супермаркетов. Под палящим солнцем, стоя, разместив миски и термоса на невысоком штабеле из палет. Жесть! Ощущалось, как адаптация к российским реалиям!
В Стокгольм прибыли с хорошим запасом по времени. Припарковав «Фёдора» у въезда на паромный терминал, мы ещё успели прогуляться по шведской столице.
Летний Стокгольм оказался неожиданно шумным. Ко всему прочему, по центру города нарезали круги грузовики, в кузовах которых под громкую музыку орали песни и обливались пивом полураздетые молодые люди. Оказывается, таким образом выпускники шведских школ отмечали завершение учёбы.
По заливам и бухтам спешили своими курсами катера, яхты и теплоходы разных размеров.
Газоны и открытые солнцу участки парков были заполнены отдыхающими жителями и гостями города.
Музыка из открытых кафе, гул машин, гудки теплоходов, шумные компании… На этом фоне Норвегия вспоминалась нам практически безмолвной! Как бы то ни было, время прогулки закончилось. Мы вернулись к причалу. Наш паром «Аморелла», лихо развернувшись в заливе, привалился к причальной стенке за 30 минут до отплытия. Мы уже засомневались, сможет ли эта громадина загрузиться и уйти по расписанию. Как бы не так! Первыми по трапам на борт поднялся многочисленный отряд уборщиков. Буквально через 5 минут после них началась погрузка машин. Отдали швартовы в 20 часов 03 минуты! Интересно, что в этот раз наш «Фёдор» разместился на верхней автомобильной палубе. Она разделена на секции, которые могут гидравлическими домкратами подтягиваться к потолку. Мы находились как раз на краю секции. Успели только вынуть вещи из багажника, как «кусок палубы» позади нас поднялся, и к нашим ногам вплотную начали подъезжать грузовики.
Поднимаемся на жилую палубу, запоминая обратный путь к автомобилю, оставляем вещи в каютах и быстро наверх!
Прощаемся со шведским флагом, развевающимся над крепостью Кастеллет, и устремляемся в ресторан. Долгожданный ужин без горелки, пакетов, консервов и мытья посуды! Шведский стол, да ещё с фруктами и вином!
Все «контрольные точки» путешествия пройдены, а потому можно расслабиться. Разговоры, начатые за столом, продолжились на открытой палубе, с бокалом легкого вина.
Береговые огни растворялись на фоне закатного неба. Махина парома скользила по морской глади, погружаясь в темноту балтийской ночи. Мерный шум двигателей убаюкивал пассажиров.
В семь утра девятого июня паром ошвартовался у причала города Турку. Автомашины плотной колонной начали выкатываться через кормовую аппарель в серое финское утро…
Осталось каких-то 570 км – и мы дома. Да, ещё были завтрак и обед в кафешках, но ощущение праздника постепенно исчезало. Переезд воспринимался как чисто техническое мероприятие. В салоне звучало «Боже мой, как люблю я домой возвращаться…».
«Фёдор» возвращался, прибавив к своему пробегу три с половиной тысячи километров европейских дорог, из них около 200 км под землёй. Фотоаппараты, телефоны и видеокамеры везли в Питер гигабайты снимков и видеороликов, а мы – восторг от путешествия и надежду на повторную поездку. В стране троллей ещё много интересных мест, которые хотелось бы увидеть!