Форт № 5 "Король Фридрих Вильгельм III" - Кенигсберг
Вадим Хохлов пт, 06/12/2015 - 22:19
Если ехать из центра Калининграда по Советскому проспекту, то метров за двести до пересечения с кольцевой дорогой, от автобусной остановки влево уходит неприметная тропинка, ведущая к городскому оборонительному сооружению – форту №5. Он не просматривается с дороги из-за выросших деревьев, и только с выходом ко рву, опоясывающему форт, становится понятна грандиозность этой маленькой крепости. На сегодняшний день форт является филиалом городского историко-художественного музея со свободным доступом. Именно сюда мы и отправились 17 мая 2014 года.
Форт №5 – один из 12-ти фортов, построенных в конце 70-х годов XIX века для защиты Кенигсберга от появившейся нарезной артиллерии. Форты были выдвинуты от передовых оборонительных укреплений города на 3-5 км и располагались по кольцу на расстоянии 2-4 км друг от друга. По сути это были маленькие автономные крепости с гарнизоном порядка 300 пехотинцев и артиллерийским арсеналом из 30-40 орудий.
В 1894 году форт был переименован в честь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.
Сооружение неоднократно перестраивалось, чтобы соответствовать требованиям времени, но до 1945 года не принимало участия в боевых действиях. Кстати, немецкая пропаганда всячески восхваляла оборонительную систему Кёнигсберга, называя ее «ночной периной», обеспечивающей спокойствие горожан.
Форт представляет собой пятиугольный остров с вершиной, выдвинутой в сторону нападающих. Ширина форта составляет 215м, глубина – порядка 106 м.
Подход к перекидному мосту прикрывал дот, ныне разрушенный.
Мост ведет к горжевому капониру, зияющему чернотой своей центральной потерны (коридор, соединяющий подземные помещения форта).
У входа в сооружение и дальше на многих площадках и в нишах находятся остатки боеприпасов, предметы вооружения и имущества обоих армий времен Великой Отечественной войны.
Из центральной потерны много ответвлений, ходов внутрь этой насыпи. Похоже, что не все они до сих пор изучены.
Честно говоря, холодок пробегает по спине, когда заглядываешь в темноту этих подземелий. Много тупиков, узких щелей непонятного назначения. Движемся на уровне земли. Над нами еще два этажа подземной крепости, под нами, как кажется, должна быть вода, но и туда есть закрытые решетками люки!
Сразу вспоминаются статьи местных изданий и рассказы жителей о затопленных галереях, потайных дверях, подземных дорогах между оборонительными объектами города!
Через лабиринты коридоров добрались к напольному капониру – огневой позиции, расположенной в вершине пятиугольника форта (если смотреть на плане). Из этих амбразур велся оружейный огонь по наступающим силам в случае прорыва их в ров, опоясывающий форт.
Подобную стрелковую позицию мы нашли и на правом фланге форта – правом полукапонире.
В коридорах – потернах часто встречаются люки для подъема грузов на верхние ярусы форта.
А в этом месте была дверь, использовавшаяся, по всей видимости, для технических нужд при обслуживании наружных стен укреплений форта.
Немного поплутав, мы выбрались в правый внутренний дворик. Сюда можно было доставлять грузы транспортом, через этот дворик полевые орудия выкатывались из укрытий и поднимались на огневые позиции, расположенные на верхнем валу.
Поверх подземелий выстроены так называемые напольные казармы и казематы, то тоже огневые оборонительные точки для ближнего боя.
По всей поверхности форта торчат простреленные вентиляционные шахты. Шильдики на них указывают, что ржавеют они со времен войны…
Сквозь разросшийся кустарник с трудом можно разглядеть – мы вышли на передний выступ форта, из амбразур которого смотрели на ров.
Разрушения форта дают представление о степени его защищенности. Уже на стыке XIX и XX веков немецкие специалисты поняли, что метровые кирпичные стены не могут противостоять разрушительной силе развивающейся артиллерии. Было принято решение об усилении защиты укреплений. Для этой цели над существующими кирпичными сводами делалась песочная метровая подушка, а уже поверх песка заливался слой бетона толщиной 1-1,5 м. эффективность этой защиты довелось испытать артиллерии Красной Армии. После взятия форта была создана специальная комиссия, изучившая опыт применения тяжелой 280-мм артиллерии по этому укрепленному сооружению. Оказалось, что 73 попавших в тело форта снаряда сделали всего две пробоины в перекрытиях! И случилось это в тех местах, где снаряд попадал в воронку предыдущего.
Рухнувшие перекрытия обнажили устройство механизмов подъема грузов на верхние ярусы форта.
Коридоры второго яруса выложены таким же кирпичом, что и на первом. Ничего не скрипит!
В коридорах второго яруса также сохранились элементы механизмов подъема, шахты для подъема грузов.
Настала пора возвращаться, спускаемся к выходу.
Выходить, ощущая спиной темноту подземелья, еще неприятнее.
При штурме форта в апреле 1945 года 15 воинов Красной Армии удостоены звания Герой Советского Союза. Многие посетители музея приходят с цветами.
Горжевые казармы. Толщина наружных стен в них достигает 3-4 метров.
За рвом среди деревьев видны амбразуры полукапонира правого фланга. При таком низком их расположении невольно встает вопрос- как отводился излишек воды из рва? Оказывается, в контрэскарпной каменной стене рва предусмотрены дренажные отверстия заведомо ниже амбразур форта.
Фронтальная часть рва. Его глубина, между прочим, достигает 5 м. Пехота первоначально держала оборону за рвом (на фото справа), за специальной насыпью – глассисом. В левой части фото за деревьями – центральный капонир форта.
Андрей
чт, 07/30/2015 - 13:07
Юлия
чт, 06/16/2016 - 20:42