Оборонительные кольца Кёнигсберга

Крепости Кенигсберга

     Кёнигсберг... Этот город ассоциируется прежде всего с таинственными замками, амбразурами фортов и хитроумными подземельями крепостей. Поэтому не удивительно, что первую свою поездку в Калининград в мае 2014 года мы начали с ознакомления с оборонительными сооружениями этого города.

     Считается, что город на берегу реки Прегель был основан в 1255 году рыцарями Тевтонского ордена во время завоевания Самбии (нынешняя территория Калининградской области). Когда здесь был построен замок, ставший резиденцией Ордена, то он был назван Кёнигсберг (королевская гора). Здание замка просуществовало до Великой Отечественной войны. Во время штурма Кёнигсберга советским  войсками в 1945 году замок получил значительные разрушения и в дальнейшем снесён. В настоящее время макет замка можно увидеть возле Кафедрального собора на острове Канта.

     Рядом с замком-крепостью были основаны три поселения, ставшие впоследствии самостоятельными городами: к северу от замка - Альтштадт, к востоку от замка - Лёбенихт, к югу от замка - (на нынешнем острове Канта) - Кнайпхоф.  Изначально жители этих поселений во время осады укрывались внутри замка, но с увеличением населения возникла необходимость строительства оборонительных укреплений вокруг всех трех городов. В тридцатых годах XVII века это проект, разработанный профессором математики местного университета, был реализован. 

Время шло, в 1742 году указом короля три городка были объединены в один с общим названием Кёнигсберг

Изменения в военном деле привели к необходимости перестройки оборонительных сооружений, защищающих город. По просьбе горожан в 1843 году начали строить второе вальное укрепление примерно по линии прежнего, которое завершилось к 1890 году. 

До наших дней сохранилась значительная часть укреплений этого пояса обороны, доступных в той или иной мере для осмотра.

     Оговорюсь сразу, что мы не успели осмотреть все фортификационные сооружения Кёнигсберга. На это понадобилась бы не одна неделя, а мы ограничились тремя днями. Электричкой достаточно быстро прибываем из Светлогорска на Южный железнодорожный вокзал, отсюда и начинаем свою прогулку. Совсем близко, на пересечении улиц Железнодорожная и Багратиона находятся Брандергбургские ворота. Своим названием они обязаны дороге к старинной орденской крепости Бранденбург (ныне посёлок Ушаково). 

Первые ворота были деревянными, а в 1860 году заменены на кирпичные и украшены медальонами с изображениями фельдмаршала Бойена и генерал-лейтенанта фон Астера. Кстати, это единственные из сохранившихся крепостных ворот, действующие по сей день. 

     Минут 40 пешего хода по ул. Железнодорожной в сторону Преголи - и мы у очередных крепостных ворот. Вообще-то это форт "Фридрихсбург", который  был построен в 1657 году для защиты подступов к городу со стороны устья реки. Форт интересен тем, что в 1697 году здесь изучал бомбардирское дело Петр I.  

Уже в 1857 году в форте были построены одноименные ворота. Сегодняшний адрес сооружения - ул. Портовая, 39.

 Следующее сооружение западной части второго вального кольца, увиденное нами, находится на пересечении Гвардейского проспекта и ул. Горной.

Бастион "Астрономический", построен в 1855-1860 годах. Название произошло от находившейся напротив обсерватории.  

До наших дней сохранился лишь редюит (внутреннее укрытие, цитадель) бастиона. 

Воспользовались городским транспортом и переместились к Верхнему пруду, на пересечение улиц профессора Баранова и Пролетарской. 

Приземистая круглая постройка с зубцами за обветшалой кирпичной стеной - башня Врангеля. Названа в честь участника антинаполеоновских войн генерал-фельдмаршала Врангеля.

Она имеет в плане окружность диаметром 34 метра. Высота башни - 12 метров. Надстройка сверху башни - это устройство с лебедкой для подъема орудий на верхний ярус обороны. Вход в башню находился со стороны города, а с полевой стороны башню опоясывал ров, заполненный водой.

Толщина стен на верхнем этаже башни достигает 1,65 метра!

Башня Врангеля, как и ее близнец - башня Дона - были  построены в середине XIX века для защиты уязвимых направлений вдоль берегов Верхнего пруда. Но, если хозяева кафе, размещающегося ныне во внутреннем дворе башни Врангеля, не больно заботятся о сохранности строения, то башне Дона повезло больше - в ней находится музей янтаря.

Башня названа в честь генерала Фридриха Карла Дона фон Шлобиттен, участника антинаполеоновских войн. После окончания Великой Отечественной войны башня была отреставрирована и отдана под Музей янтаря.

Посетив музей, можно ознакомиться с внутренней архитектурой и устройством помещений башни. 

Башня Дона составляет единое оборонительное сооружение с Россгартенскими воротами, которые примыкают к ней с противоположной пруду стороны. Название ворот связано с местностью, прилегающей к крепостным стенам - Россгартен (конский выпас). Ворота - ровесники башни, но неоднократно перестраивались. С полевой стороны ворота выглядят довольно просто.

Со стороны города ворота украшены медальонами с изображениями прусских полководцев, участников войны с Наполеоном, - Шарнхорста и Гнейзенау.

В следующий приезд мы продолжили свою прогулку вдоль второго оборонительного кольца от этих ворот. Перешли через улицу Александра Невского - и вот он, Литовский вал. Большую часть территории бывших укреплений покрывает городской парк и только эскарп оставшихся стен напоминает о военном прошлом сооружения.

Первое вальное укрепление строилось с 1626 года, которое состояло из земляных бастионов и деревянных ворот.

С полевой стороны перед валом была выстроена водная преграда.

В 1843 году на смену земляному валу пришли каменные стены, мощные бастионы и кирпичные ворота. 

Мы прошли с наружной стороны вала с севера на юг, а если идти с городской стороны укрепления, по улице Литовский вал, то Вы не пройдете мимо двух крупнейших укреплений оборонительного комплекса:

Первое - это казарма "Кронпринц". Казармы построены в 1843-1848 годах как автономная крепость, в которой располагались отборные части кёнигсбергского гарнизона. Изначально комплекс был опоясан рвом с водой, стены первого этажа не имели амбразур и окон.

Второе сооружение - практически напротив казармы "Кронпринц" - бастион "Грольман". Он построен позднее, в 1851 году, в теле Литовского вала.

На южной оконечности Литовского вала сохранились одни из самых красивых ворот крепости - Королевские, получившие свое название в честь торжественных королевских выездов на парадный плац Девау. Ворота неоднократно перестраивались. 

С 1852 года городской фасад ворот украшают статуи "отцов Кёнигсберга": слева - король Оттокар II (основатель Кёнигсберга), в центре - король Фридрих I (первый коронованный прусский король), справа - герцог Альбрехт (реформатор Ордена в светское государство).

Комментарии
Очень познавательно )
Аватар пользователя Вадим Хохлов
Спасибо за внимание к сайту! Следите за новостями!
 

comments powered by HyperComments