Эльбрус. Восхождение на восточную вершину (5621м). Часть вторая

Восхождение на Эльбрус 15 августа 2009

Первую часть отчета о восхождении можно прочитать здесь.

Восхождение на Эльбрус всегда начинается в 00:00 - 01:00. К утру альпинисты должны достигнуть вершины и до обеда начать спуск. Это связано с тем, что после обеда погода резко меняется: ветер, метель. Можно потеряться, свернув с тропы. С погодой нам не очень везло, поэтому самые опытные и выносливые ребята предложили нам совершить восхождение сегодня вечером, группой в 6 человек, мотивируя это тем, что завтра ночью у нас будет второй шанс совершить восхождения в случае неудачной первой попытки. Я решил не рисковать и пока набраться сил в ожидании следующей ночи. Верил, что погода позволит нам взойти.

На следующий день мы легли спать в 5 вечера, и уже в 11 часов ночи никто из нас не спал - все были в предвкушении подъема. Проснулись, поели. Перекус был легким: овсяная каша, заваренная еще с обеда, и сладкий чай. Но мы с Павлом решили, что надо обязательно употребить дополнительные калории, и съели по бутерброду с печенью трески. Тогда мы еще не представляли, как «аукнутся» нам эти бутерброды…

Около 12 ночи мы вышли из лагеря! Примерно в 4 утра около скал Ленца нашу группу обогнали два альпиниста. Они очень шустро поднимались. В тот момент я позавидовал их выносливости.

Вскоре начало светать. Идти уже намного легче. В этот раз с погодой очень повезло. На небе не было ни тучки. Рассвет впечатлил и очень удивил: видели, как из-за линии горизонта буквально вылетел солнечный шар. Зрелище уникальное!

Восхождение на Эльбрус

Рассвет на северном склоне Эльбруса

Привал во время восхождения восточною вершину Эльбруса

На рассвете группа разделилась на две части: первые, самые выносливые, шли побыстрее впереди, вторые же отставали, но догоняли. Впрочем, была и третья группа: тех, кому становилось совсем плохо, спускали вниз.

Выше 5000 м мне стало намного лучше. Появился оптимизм. В перерывах уже стали звучать шутки и анекдоты. Но подъем в гору по-прежнему казался бесконечным. Темп нашего движения на этом участке пути был следующим: 100 шагов - перерыв 2 минуты. Затем 50 шагов, перерыв. При подходе к вершине темп изменился до «15 шагов, перерыв». Сейчас, кажется, что это та-а-ак мало, но поверьте: идти больше и активнее неподготовленный организм в этих условиях не может!

У самой вершины передовая часть нашей группы встретила одного из тех двух альпинистов, которые обогнали нас утром. Он сидел ниже на 20 метров плато вершины уже несколько часов. Ему было очень плохо, и сил на преодоление этих оставшихся несчастных 20 метров у него не было. Его друг был на вершине. Мы попытались подбодрить бедолагу, позвали его с собой. В итоге он зацепился за нашу колонну и потихонечку дошел до плато, за что потом благодарил нас.

Вершина Эльбруса представляет собой кратер вулкана, поэтому после выхода на плато предстояло протопать еще несколько сот метров, но эти метры были уже по горизонтали. Так называемые “золотые метры” по вертикали мы уже преодолели!

Восхождение на Восточную вершину Эльбруса. Золотые метры

Вы не представляете, что я испытал, когда мы прошли эти “золотые метры”! Была буря эмоций. Я забыл про головную боль, слабость и тошноту. Мне хотелось скорее дойти до вершины. Многие из нашей передовой группы уже растянулись и все чаще и чаще делали перерыв. На вершине были слезы. Слезы радости! От идеи покорить Эльбрус до ее реализации прошло 188 дней! В общем, 15 августа 2009 года в 10:35 мы стояли на Восточной вершине Эльбруса (5 621м). Живые, усталые, но довольные!

Высота 5621 м. Восточная вершина Эльбруса. 15 мая 2009 г.

Высота 5621 м. Восточная вершина Эльбруса. 15 мая 2009 г. Первая часть группы

На восточнай вершине Эльбруса вместе с Игорем Свергуном. 15 мая 2009 г.

Вид на южный склон Эльбруса

Кратер восточной вершины Эльбруса

На вершине фотографировали все подряд. Виды были просто чудесные. Как нам рассказали инструктора, с погодой очень повезло - такое бывает редко! На южной стороне вершины появилась мобильная связь. Звонили близким, друзьям. В итоге на самой вершине мы провели час, после чего начали спуск.

Спуск занял примерно вдвое меньше времени, но особой радости он не доставил. Солнце палило как в пустыне, а запасов воды не было уже давно. Приходилось употреблять снег. По приходу в штурмовой лагерь, я пошел за водой, вниз метров на 100, к пункту МЧС.

Находясь в штурмовом лагере (3 800м) после восхождения, самочувствие было такое, как-будто находишься на равнине. На следующий день мы сняли штурмовой лагерь и начали спуск в базовый лагерь 2 500м. Проходили через место под названием “ГРИБЫ”. Невероятно притягательное место. Не знаю чем это объяснить, но когда сидишь на грибах и смотришь вокруг, все тревожные мысли улетают из головы!

Поляна "Грибы". Северный склон Эльбруса

Немецкий аэродром на северном склоне Эльбруса

Тропа к базовому лагерю

Обрыв вдоль тропы

В базовом лагере нас поздравили с удачным восхождением на вершину по маршруту категории сложности 2А. Вечером нас ждал шашлык из молодой баранины, баня и долгие душевные разговоры за рюмкой чая!

На следующий день нам нужно было уезжать из Пятигорска. За нами приехала машина ГАЗель, которая отвезла нас от поляны Эммануэля до Пятигорска.

Эльбрус 2009

А в сентябре был "гусятник" в Харькове. Мы прошли дополнительные курсы по спасению человека в горах, оказанию первой медицинской помощи и пр. По окончанию курсов каждому, кто взошел на вершину, присвоили звание «альпинист Украины» и даже выдали удостоверение и значок! ;)