Ай-Петри. Путешествие по «крыше» Крыма.

взгляд с высоты один км над морем

Достаточно часто, проезжая по Южнобережному шоссе, мы заглядывались на «гребень каменной волны» горы Ай-Петри, нависшей над морем. А каково это – посмотреть вниз с того самого гребня? И не только с затоптанной смотровой площадки, а пройтись по большей части этого канта! Подумали – сделали! В нашем распоряжении было всего не полных три дня. За это время мы запланировали подъем на Ай-Петри по канатной дороге, переход по ай-петринской яйле в сторону Балаклавы с двумя ночевками и спуск «в цивилизацию» по тропе перевала Шайтан-Мердвен (Чертова лестница).

неприступные бастионы Ай-Петри

Как подняться на Ай-Петри?

Из Ялты на Ай-Петри вас готов подвезти чуть ли не каждый таксист. Но, конечно же, самый быстрый и захватывающий подъем – по канатной дороге из местечка Мисхор. От автовокзала Ялты до нижней станции канатной дороги около 20 км. Автобус №102 довезет вас до остановки «Санаторий «Родина», от которой чуть больше полукилометра придется пройти пешком.

Наш вариант – автомобилем из Феодосии до самой «канатки». Проблема парковки реальная. Смогли оставить машину на территории какого-то пансионата, заплатив расторопным ребятам 400 руб. за двое суток.  Еще одно нововведение, которое следует учитывать при подъеме по канатной дороге, - повышенные меры безопасности. Как на вокзалах: рамки, металлодетекторы. Не разрешают провозить в том числе газовые баллончики для туристических горелок. Мы об этом узнали буквально за три дня до похода. Но везение сопутствовало нам. Одна из участниц похода за день до выхода отправлялась на смотровую площадку Ай-Петри в качестве гида тургруппы и сделала «закладку», спрятав баллон под камень.

Ближе к 16-ти часам, решив проблему парковки и пройдя все досмотровые процедуры, мы встали в очередь на подъемник.

выше облаков

Не смотря на позднее (для экскурсий) время, пассажиров толпилось достаточно много. Наша «пятерка» оказалась «разорванной» в два вагончика. Как бы то ни было, в 16 ч. 25 мин. группа воссоединилась на вершине. Захватывающий вид с высоты 1200 м не отвлекал от главной интриги момента – найдем ли мы свой газовый баллон? Будем ли мы с топливом для быстрого приготовления пищи?

очередной вагончик на вершину

Это был наш день! Баллон найден и загружен в рюкзак, мы начинаем переход, постепенно ускоряясь. А причина для ускорения была. Светового дня оставалось 3,5 часа. До планируемого места ночлега – не менее 8 км. К кажущемуся большому временному запасу применяются поправки на всякие непредвиденные обстоятельства – обход военных объектов, лесничих кордонов, уточнение правильности маршрута, остановки для фото и прочее. Расслабляться не приходится!

Весь первый день справа, а половину второго дня сзади нам были видны белые полушария Крымской обсерватории. Дополнительный ориентир!

Первая часть пути представляла собой обычную грунтовую дорогу, наторенную военными до горы Купол. Почему Купол? Название современное, «приклеилось» из-за того, что с «советских» времен на горе располагалась радиолокационная станция, закрытая куполом. Военные присутствуют здесь до сих пор, зона обвехована запретными табличками. Пришлось идти в обход. Что интересно: зубцы Ай-Петри «торчат» над морем на 1234 метра, а Купол имеет высоту 1239 м, т.е. является самой высокой точкой горного плато! Но об этом практически нигде не упоминают.

После обхода территории военных дорога превратилась в тропинку, мы впервые вышли на край яйлы. Дымка испарений от теплого моря, к сожалению, портила четкость картинки.

Любоваться видами некогда – солнце неумолимо «падало» к горизонту! Треугольный выступ на горизонте – гора Ат-Баш – наш ориентир, правее которого планируемое место ночлега.

Но до Ат-Баша еще пришлось покарабкаться по скальным подъемам, пройти лесной тропинкой, увидеть пугливых крымских оленей.

Наконец-то взгляду открылась котловина Беш-Текне (с тюркского «Пять Корыт»). Это самое обеспеченное водой место на всей яйле. Пять корыт – это пять озер, использовавшихся раньше для водопоя овец.

Тропа не дала шанса свернуть вправо до Ат-Баша, а «провела» нас по пологому склону горы, отобрав еще минут 10. Спускаться в котловину пришлось при свете фонариков. Навигатор и звук журчащей воды вывели нас к месту стоянки. Черное покрывало крымской ночи! Не зря мы взяли газовую горелку: считанные минуты потребовались на приготовление горячего блюда, затем быстрый ужин, водные процедуры и отбой!

стоянка в котловине Беш-Текне

Окрестности смогли рассмотреть уже утром. Главная достопримечательность урочища – родник. Он обустроен членами турклуба «Мангуп» в память о Тамаре Антоновой, которая 17 лет прожила в этом месте, защищая яйлу от браконьеров и выпаса скота.

обустроенный родник

Солнце все выше, пора выходить на тропу! Благополучно миновали домик егеря, приютившийся в небольшой балке.

Через полтора часа пути мы снова выходим к обрыву, на вершину Спирады. Оглядываясь назад, понимаем, что «идем на понижение». Если самая дальняя на фото вершина – Ат-баш – высится на 1196 м, то сейчас мы всего в километре над морем.

Ниже по склону находится интересный природный объект – скала-отторженец Биюк-Исар. Настоящая крепость!

Снижаемся дальше на запад.

Ранее считал, что туры – просто причуды туристов, пока не прочитал один из отчетов про зимний поход смелых ребят. Оказывается, даже 5 см снега в этих местах не дают шансов найти тропу! Правда, осталось неясным, почему не на всех поворотах троп сложены такие ориентиры.

Да, и еще на туристических тропах нет обозначенных переходов для подобных «пешеходов».

Больше половины запланированного пути пройдено. Достигнут очередной ориентир – два пассивных радиоотражателя на вершине Балчик-Кая. Встречается еще одно название этих технических устройств – уши.

пассивный радиоотражатель

Если верить карте, в ближайшей впадине, поросшей лесом, должен быть колодец с питьевой водой.

Действительно, мы нашли источник Балчих-Кую, так называемый «римский колодец». По некоторым сведениям, в этих местах проходила римская дорога, связывавшая города побережья с крепостями княжества Феодоро. Отсюда и названия колодца.

Отобедав и отдохнув в тени деревьев, снова подставляем плечи под рюкзаки. Получасовой переход – и мы на вершине Мердвен-Каясы. Рты открылись от увиденных пейзажей: в западном направлении - весь Форосский кант крымских гор.

В северо-западном – бирюзовая чаша Чернореченского водохранилища.

При взгляде на восток - Зуб Марчеки (скала в виде зуба).

Финиш второго дня все ближе. Всего-то и осталось – спуститься в седло перевала Шайтан-Мердвен и найти место для ночлега. Правда, значительный участок тропы пролегал по склону, обращенному к морю, и вынудил группу снизить скорость из-за осыпей под ногами. Несмотря на это, мы засветло вышли к верхней точке Чертовой лестницы. Пройдя еще метров триста в глубь леса, нашли подходящую для лагеря поляну с кострищем. Что с водой? Один из родников оказался пересохшим, а во втором вода несколько отдавала болотом. Для кипячения нормально!

Крайний день похода представлялся нам достаточно простым, поэтому время подъема не назначалось. Проснувшись первым, я решил прогуляться к перевалу в надежде поймать интересные кадры. Закрытое горами солнце ежесекундно отвоевывало у темноты все новые склоны.

Взобравшись на уступ скалы Мердвен-Кая (не путать с Мердвен-Каясы), оценил перспективы спуска. Практически вся тропа спрятана в зелени. Длина тропы до старого шоссе Севастополь-Ялта не больше километра и практически вся она спрятана в зелени.

После завтрака и непродолжительных сборов группа вышла на тропу. Трудно представить, что в древние времена здесь поднимались повозки. Однако, так было. Было до крымского землетрясения.

Пройдя часть маршрута и слышав радиопереговоры, подняли головы к верху. По склону Мердвен-Кая поднимались альпинисты. Одолев стену, ребята успели обогнать нас на спуске – торопились на работу!

Камни этой тропы топтали ноги многих знаменитостей, в т.ч. генерала Н.Раевского, А.Пушкина, А.Грибоедова, В.Жуковского, В.Брюсова, Л.Украинки. Теперь прошли и мы. На финише - памятное фото у символичных ворот Шайтан-Мердвена.

нижние ворота Чертовой лестницы

С шоссе оглядываемся на пройденный путь – извилистый поясок зелени, зажатый белесыми громадинами скал.

И эти громадины нависают со всех сторон.

Нам же остается спуститься в поселок Олива, пройти близ «Виллы Штирлица», в которой творил Юлиан Семенов, и скинуть рюкзаки только на обочине Южнобережного шоссе.

схема похода