Евпатория. Перекресток времен и религий.

Дом с гербом Евпатории

Даже удивительно - при всех наших многочисленных походах по Крыму и длительном проживании на полуострове, мы ни разу не посетили Евпаторию. В этом году решили «наверстать упущенное» и наведаться в этот старинный городок, названный так в честь понтийского царя Митридата VI Евпатора.

На знакомство получилось «выкроить» два отпускных дня, поэтому заранее определили приоритеты из числа городских достопримечательностей. В нашу пользу было то, что расположены они достаточно компактно, главным образом в «Старом городе».

Карта-схема Евпатории

Первый же выход «на разведку» вызвал у нас затруднения в ориентировании, т.к. сами по себе извилистые улочки старой части города к тому же имеют непредсказуемые повороты на перекрестках. В общем: турист, будь бдителен!

Улочки старого города

Свидетельства старины

Центральная пешеходная «артерия» исторического центра - улица Караимская. Краткая формулировка в википедии гласит, что караимы – это этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе. Ученые до сих пор спорят о происхождении караимов. По одной версии они произошли от древних хазар, принявших иудаизм, и заселивших Крым. По другой версии они произошли от группы евреев, исповедовавших иудаизм караимского толка. Исторически случилось так, что слово «караим» трансформировалось из определения религиозной принадлежности в определение национальности. Первые упоминания про крымских караимов относятся к XIII веку. Главным центром их проживания был пещерный город Чуфут-Кале. Общины проживали также в нынешних Старом Крыму и Феодосии, но именно в Евпатории сформировался и существует по сей день духовный центр караимов России, включающий в себя молитвенные дома (кенассы), несколько внутренних двориков, религиозную школу, благотворительную столовую и хозпостройки.

Караимские кенассы. Фасад.

Непосредственно к кенассам ведут три дворика, являющиеся продолжением друг друга. По замыслу создателей комплекса, они должны формировать соответствующее настроение верующих перед посещением храма. Первый дворик – виноградный, на стенах которого размещены большие мраморные плиты с высеченными надписями, рассказывающими о наиболее важных событиях из жизни крымских караимов. Самая древняя из плит датируется 1790 годом.

Виноградный дворик

Фонтанчик в виноградном дворике имеет ритуальный смысл – для омовения рук перед молитвой.

Фонтанчик в виноградном дворике

За арочной перголой начинается мраморный дворик, посреди которого возвышается обелиск, воздвигнутый в честь посещения храма российским императором Александром I в 1825 году.

Пергола перед мраморным двориком

Обелиск в честь русского императора

По левую сторону от дворика располагается лапидарий, в котором собраны остатки надгробий с караимского городского кладбища.

Лапидарий

Следующий за мраморным двориком – дворик ожидания молитвы, в стены которого вмонтированы беломраморные плиты, свидетельствующие о наиболее значимых для караимов событий и о заслугах лиц, возглавлявших народ в разные времена.

Во дворике ожидания молитвы

Здесь же находятся солнечные часы, по которым в старину, в выходные дни, верующие караимы определяли время, запретное для ношения каких-либо предметов.

Мраморные солнечные часы

Остекленный витражами портик прилегает к Большой кенассе с северной и восточной сторон. Здесь расположены скамьи с ячейками для обуви, которую верующие снимают перед посещением храма.

Внутри портика Большой кенассы

Внутреннее убранство Большой соборной кенассы экскурсантам можно увидеть только через смотровое окошко.

Интерьер Большой Соборной кенассы

От комплекса кенасс шагаем по брусчатке Караимской улицы на восток.

По Караимской улице

Нельзя не отметить, что многие евпаторийцы стремятся внести свой вклад в обустройство и украшение родного города.

Граффити на историческую тему

Творчество местных жителей

Посвящение предпринимателей

Между тем, улица продолжает вести нас сквозь времена и народы. По правой стороне – Купеческая синагога.

Купеческая синагога

А завершение улицы – башня Гезлёвских ворот, построенная турками во второй половине XV века. Второе название – Одун-базар къапусы (ворота Дровяного базара). Главный вход в средневековую крепость.

Гезлёвские ворота

Второй этаж башни занимает замечательное этно-кафе с самым вкусным в городе кофе. На первом и третьем этажах – музей с макетом Гезлёва (так назывался город при турецком правлении).

Убранство кафе в башне гезлёвских ворот

До следующего экзотического объекта, включенного в наш план, понадобилось лишь перейти улицу и пройти 100 м в северном направлении.

Уверен, что большинство из нас мало что знают о дервишах, отождествляя их со странствующими монахами древнего Востока. Проникнуть в их мир нам помог увлеченный экскурсовод, рассказавший про единственный в Крыму мусульманский монастырь дервишей.

Дервишами называли странствующих мусульманских монахов, проповедовавших философию аскетизма и повышенной духовности – суфизм (от слова суфа – грубая шерстяная накидка, которую носили дервиши). Отличительной особенностью суфий было отсутствие всякой собственности. Смысл своего существования они видели в мистическом слиянии с Богом. Для приюта и совершения обрядов монахов-странников строились монастыри. К числу таких монастырей относится действующий по сей день Текие дервишей в Евпатории. Считается, что мечеть и обитель построены выходцами из турецкого Коньи в конце XV – начале XVI веков и сохранили свою оригинальность. Оба здания отличаются простотой форм и отсутствием украшений как снаружи, так и внутри, что подчеркивает аскетический образ жизни дервишей. Верхняя часть старейшего в Крыму минарета, наклонившегося от времени, во избежание обрушения разобрана. С ним связан интересный факт: после давнишнего пожара на стенах колонны появились потеки серебряного цвета, которые верующие приняли за слезы и прозвали минарет плачущим. Позднее этому явлению нашли «земное» объяснение – для сейсмостойкости (минарет пережил два землетрясения) древними строителями в камнях просверливались 2-3 сквозных отверстия на глубину около метра, в которые заливался свинец. При пожаре свинец начал плавиться, выступив на поверхность ракушечника тонкими струйками.

Плачущий минарет

Фрагменты стен минарета

Текие представляет собой квадрат в основании, переходящий в восьмигранники на втором и третьем ярусах и закрывающийся куполом с шатровой крышей.

Текие дервишей

Интерьер отличается лаконичностью и аскетизмом. К центральному полутемному залу с земляным полом примыкают кельи-полупещеры с окнами-бойницами, обращенными наружу.

Внутри обители

В этом зале происходит и по сей день особый закрытый ритуал дервишей – кружения. Участие в этом ритуале дервиш должен заслужить, пройдя долгий и трудный путь ученика, скитальца и проповедника. После молитвы и благословения старейшиной общины дервиши под ритмичную музыку начинают кружение по часовой стрелке. При этом правая рука танцующего обращена вверх, к небу, а другая лежит на левой стороне груди, символизируя то, что молитва проходит через сердце. Во время ритуала танцующие входят в состояние транса, в котором избранные могут увидеть Создателя и общаться с ним. Кружения могли продолжаться с позднего вечера до утра.

Танец дервишей в древности

У стен мечети собраны надмогильные камни с кладбища, ранее существовавшего во дворе. И в них тоже символизм: фесками венчались надмогильные камни тех, кто совершил священный хадж в Мекку.

Надмогильные камни у стен мечети

Еще одна мечеть по иронии судьбы находится на улице Революции. И это самая крупная мечеть полуострова! Одиннадцать куполов, 35-метровые минареты! Мечеть Джума Хан Джами ведет свою историю с 1552 года. Ханской она названа по той причине, что во времена вассальной зависимости от Стамбула, назначенный за морем крымский хан первоначально подписывал государственный акт в этой мечети, а уже потом отправлялся в свою резиденцию в Бахчисарае.

Минареты мечети Джума Хан Джами

Фасад мечети

Общий вид мечети

В прямом смысле перекресток религий – в ста метрах от мечети находится православный собор Николая Чудотворца.

Собор Николая Чудотворца

Несомненным украшением города являются старинные дома с изысканными фасадами на нынешних улицах Революции, Дувановской, набережной Горького и в Лётном переулке.

Дом купца Панайотова

Дом купца Нашхунова

Краеведческий музей

Дача Альпийская роза

Дача Остенде

Доходный дом Дувана С.Э.

Конечно же, мы не устояли перед соблазном искупаться на мелководье Каламитского залива, отметив ухоженность городского пляжа.

На городском пляже

Да и как можно по-другому относиться к побережью, на котором, согласно легендам, отдыхал после очередных подвигов сам Геракл! Он был очень почитаем у древних греков, основавших здесь первое поселение - Керкинитиду. Во время раскопок города было найдено несколько рельефов с изображением Геракла. Считая героя девнегреческих мифов своим покровителем, евпаторийцы к 2500-летию города увековечили его в виде бронзового «курортника».

Отдыхающий Геракл

Искренне соглашаемся с девизом, услышанным от горожан: «Для подвигов – весь мир. Для отдыха – Евпатория».

На набережной Горького