Круиз по Ладоге и Онеге

Русское Заонежье

Маски, перчатки, изоляция, безопасные расстояния… Как будто мы нырнули под воду и держались там, затаив дыхание, как можно дольше. И вдруг вынырнули! Вынырнули и жадно глотнули порцию свежего воздуха. По-моему, именно с такими чувствами восприняли мы извещение компании «ВодоходЪ» о том, что отложенное ранее путешествие на теплоходе состоится 28 июня 2020 года.

Заявление на отпуск, стремительная упаковка чемоданов – и вот мы уже на проходной речного вокзала. Комплекс явно не соответствует статусу города. Но на это не обращаешь внимание, услышав радушное приветствие девушек из числа экипажа, встречающих туристов сразу за дверью проходной. Даже маски не могли скрыть их доброжелательные улыбки!

Небольшие формальности по заполнению анкет и замеру температуры – и вот мы уже на трапе, ведущем на борт «Леонида Соболева». И снова чувствуем нескрываемую радость экипажа: жизнерадостная мелодия от саксофониста на палубе, заботливые матросы, доставляющие багаж в каюты.

До отплытия хватило времени, чтобы ознакомиться с теплоходом. Четырехпалубный «Леонид Соболев» построен в ГДР в 1985 году, что само по себе уже говорит о качестве. Да, возрастной, но содержится в умелых и заботливых руках. Без скрипов, заеданий, подтеков… Весь необходимый комфорт в каютах обеспечен.

Администраторская теплохода

В 19 часов под мелодию легендарной «Славянки» мы отошли от причала «Уткина заводь» и направились вверх по течению.

Речной вокзал Санкт-Петербурга

Справа по курсу - Рыбацкое

По плану путешествия теплоход должен был пройти Неву и Ладожское озеро, войти в реку Свирь и пришвартоваться у причала городка Лодейное Поле. После знакомства с местными достопримечательностями планировался переход в Онежское озеро, к острову Кижи. Следующая остановка – там же, на Онежском озере, в городе Петрозаводске. Далее – возвращение из Онеги в Ладогу по Свири, с обедом в деревушке Мандроги. Крайней точкой нашего путешествия значился остров Валаам.

Схема круиза

Под мерный шум двигателей и отбрасываемой форштевнем волны «Леонид Соболев» проходил мимо невских берегов, застроенных дорогими и не очень домами, нырял под автомобильные и железнодорожные мосты, перекликался гудками со встречными сухогрузами.

Чуть позже 21 часа мы достигли острова Орешек и сразу же почувствовали свежий северный ветер, несущий прохладу Ладожского озера. Однако, в предвкушении замечательного отдыха, пассажиры не обращали внимания на усиливающуюся волну и задорно отплясывали на открытой «Солнечной палубе» теплохода.

Крепость Орешек

На следующий день мы проснулись под приветствие команды теплохода на реке Свирь. По берегам – густые хвойные леса, под нами – тишайшая водная гладь, над нами – редкие белые облака.

В 10 утра с «Леонида Соболева» уже спустили трап на Лодейную пристань, возле которой сверкали золотом оригинальные купола-паруса небольшой церкви.

Церковь Николая Чудотворца

Изначально, при Петре I, здесь была основана верфь, на которой строились в том числе корабли для участия в Северной войне со Швецией. В 1785 году Лодейному Полю был жалован статус города.

Гостеприимные местные экскурсоводы, не выходя из автобусов, познакомили нас с городскими достопримечательностями, а затем увезли в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Эта православная обитель с полувековой историей находится в 20 км от городка, на берегу живописного озера Рощино.

Свято-Троицкий монастырь

Преображенский собор

За то время, пока нас знакомили с историей монастыря, услаждали слух церковными песнопениями и колокольными перезвонами, теплоход поднялся по шлюзовой системе вверх по реке и ждал нас у причала поселка Свирьстрой.

У причала Свирьстроя

Оставшуюся часть дня теплоход неспешно двигался по реке, еще раз «подпрыгнув» на 12 метров вверх при помощи Верхнесвирского шлюза у городка Подпорожье, а за ночь пересек Онежское озеро и подошёл к острову Кижи.

Вид с причала на острове Кижи

Мы в числе первых посетителей в этом сезоне. Маски и перчатки – обязательное условие схода на берег. Но это не причина, чтобы отказаться от посещения удивительного мира Заонежья. Каждый раз, при знакомстве с бытом наших предков, поражают их накопленный годами опыт, смекалка, минимализм и продуманность всех вопросов жизнеобеспечения!

Дом пряжинского карела

В день нашего пребывания по соображениям эпидемиологической безопасности была доступна для осмотра только южная половина острова.

Карта-схема острова Кижи

Заонежские мельницы

Кижская гавань

Купола всех церквей Кижского погоста просматриваются из любой точки острова. Но, безусловно, взгляд притягивают лоснящиеся на солнце, будто вербные почки, покрытые нежным пухом, многочисленные купола ярусной церкви Преображения господня. 37 метров, 602 тонны! Невозможно поверить в то, что это чудо архитектуры построено без чертежей. Но это так. Мастеровитые плотники в 1714 году возвели восьмериковый сруб из сосен, пристроили к нему четыре т.н. прируба, ориентированных по сторонам света, и украсили всю конструкцию куполами, расположенными в несколько ярусов. И снова можно удивиться мастерству предков – купола выглядят очень нарядно и богато, а эффект этот создает обшивка из обычных осиновых досок!

Церковь Покрова Богородицы колокольня и Преображенская церковь

Даже после завершения экскурсии остров совсем не хотелось покидать. Но план есть план. Все на борту. Нас ждет четырехчасовой переход в Петрозаводск.

И за это время Онежское озеро успело показать свой норов. Выйдя из-под прикрытия острова Большой Климецкий, теплоход попал на хорошую волну и встречный ветер.

Беспечно прогуливающиеся по палубам пассажиры поспешили спрятаться в каютах, бары опустели. На обеде в ресторане было необычно много свободных мест.

Высадка на экскурсию в Петрозаводске также была наполнена драйвом. Некоторые туристы были залиты волной, которая становилась особо норовистой, попадая в узкость между причалом и корпусом теплохода.

Столица Карелии расположена на северо-западном побережье Онежского озера и является практически ровесником Питера. Своим возникновением город обязан строительству здесь оружейного завода.

Интересная архитектурная особенность -  набережная, на которой установлены скульптуры, подаренные Петрозаводску его городами-побратимами. Здесь и рыбаки от американского городка Дулут, и дерево желаний от шведского Умео, и спящая красавица от французского Ла Рошель…

Один из лучших памятников Петру I

Но, по всей видимости, самый затертый артобъект – рижский кошелек удачи.

Кошелек удачи

Загрузились обратно на теплоход без проблем. Ветер несколько стих и ночной переход через озеро прошел спокойно. Первую половину дня мы искали глазами новые пейзажи на уже виденных нами берегах Свири.

В полдень швартовые концы с теплохода были заведены на причальные тумбы пристани у деревни Мандроги. Знакомство с деревней началось с экскурсии, а первый экскурсионный объект, если не считать трехметрового валенка-великана, - музей водки! Здесь-то праздник и начался! Дегустация.

В деревушке Мандроги

Экспозиция музея водки

В двух словах, Мандроги – это немножко музея (сюда свезены несколько старинных изб из прилегающих районов), немножко зоопарка (в вольерах выхаживают раненных и больных зверушек) и много развлекаловки (ресторан, коттеджи на любой вкус, аттракционы, зимние и летние забавы).

За выделенное время мы успели ознакомиться со всей территорией, изучить ассортимент сувенирной продукции, отчеканить монету по случаю посещения деревни и отведать местного шашлыка.

Мастерская гончара

Под шум дождя теплоход тронулся в дальнейший путь по Свири. Пассажиры разошлись по каютам. Впереди уже виденные ранее берега, Лодейное Поле. А для того, чтобы не прозевать интересные пейзажи, можно воспользоваться картинкой на телевизоре, транслируемой с видеокамеры, установленной на мостике теплохода.

Телевизионная картинка в каюте

Поздним вечером «Леонид Соболев» вышел в удивительно спокойное Ладожское озеро и взял курс на северо-восток, к Валаамскому архипелагу островов. Швартовались мы утром в Большой Никоновской бухте острова.

У причала Большой Никоновской бухты

Валаам, используя природную обособленность, также пытался защититься от проникновения ковида. Поэтому программа посещения была переработана в сторону максимального сокращения контактов с послушниками и монахами. Первым нашим мероприятием стала водная экскурсия в Монастырскую бухту.

Уютный прогулочный катер огибал остров с северо-востока. Перекрывая шум двигателя, нам вещали про историю создания скитов и православных храмов, а мы созерцали темные скалы и обрывы, покрытые густым лесом. На мысках, островках и редких открытых площадках, будто стражники здешнего мира, виднелись часовни, церкви и поклонные кресты. По мнению историков, первая мужская монашеская обитель здесь возникла на рубеже XI – XII веков.

Часовня Валаамской иконы божьей матери

Никольский скит

В Монастырской бухте катер развернулся, дав возможность рассмотреть со всех сторон купола Спасо-Преображенского собора, и двинулся в обратный путь.

Купола Валаамского  монастыря

Поклонный крест

По возвращении к теплоходу, после короткого отдыха, нам предложили пешую экскурсию к ближайшим скитам т.н. северного Иерусалима.

В конце XIX будущий игумен Валаамского монастыря совершил паломничество в Иерусалим и под впечатлением увиденного решил устроить на острове свою, валаамскую, Палестину. Решил – сделал! Даже кирпичный заводик организовал для реализации проекта!

Центром ее стал построенный в 1906 году Воскресенский скит. Примечателен он тем, что состоит из двух храмов – нижнего и верхнего. Нижний храм, освященный в честь апостола Андрея Первозванного, скорбный и печальный. Верхний – торжественный и светлый – Воскресения Христова.

Кирпич валаамского производства

Верхний и нижний храмы Воскресенского скита

Купол Воскресенской церкви

Чуть дальше, по дороге к главной усадьбе монастыря, находится еще один скит – Гефсиманский, символизирующий родственную связь Валаама с Иерусалимом.

Гефсиманский скит

Если до обеда мы познакомились с «религиозно-историческим» фасадом острова, то вторую половину дня мы посвятили изучению его как географического объекта.

«Валаам» в переводе с финно-угорского – «высокая, горная земля». И, действительно, над озером возвышаются лишь вершины горной гряды, пролегающей по дну Ладоги. Состоят они главным образом из пород вулканического происхождения – диабазов, хорошо аккумулирующих тепло, что в немалой степени определяет микроклимат архипелага.

Острова «прорезаны» многочисленными заливами и лощинами, образовавшимися вследствие тектонических разломов.

Мостки через лощины

Ладожские берега высоки и обрывисты. К одному из таких мест на юго-востоке острова и привела нас экскурсовод.

Примечательно, что монашеское братство не отвергает обычных туристов. На острове обустроены столами, кострищами, запасом дров несколько уютных мест, где разрешено ставить палатки.

Скалистый берег

Юго-восточная оконечность острова

Несомненно – одного дня для Валаама крайне мало, но таковы условия тура. В 20 часов, точно по расписанию «Леонид Соболев», описав прощальную дугу по бухте, направился на юг Ладоги, к устью Невы.

Крайний вечер путешествия. Команда теплохода сделала все, чтобы он оставил в нашей памяти только приятные воспоминания: душевный концерт, забавные конкурсы, веселые танцы, розыгрыш призовых путевок на будущие круизы.

Флаг компании ВодоходЪ

А поутру мы с грустью прощались с командой «Леонида Соболева», подарившей нам несколько дней ярких впечатлений и праздничного настроения. Отличная работа, «ВодоходЪ»!