Форт «Тотлебен» - ключ от северных ворот.
Вадим Хохлов сб, 03/18/2017 - 20:40
«Ключи от северных ворот» - это второе название двух, изогнутых дугами фортов, расположенных в заливе между островом Котлин и городом Сестрорецком. Форты «Обручев» и «Тотлебен». Эти сооружения завершили двухсотлетнее строительство комплекса укреплений Кронштадтской крепости. Их вооружение, оборудование и устройство вобрали в себя последние достижения инженерной мысли и опыт русско-японской войны. Мы не могли устоять перед соблазном ознакомиться хотя бы с одним из этих образцов русской военной фортификации - фортом «Тотлебен».
Как добраться до форта «Тотлебен»?
Летом. На экскурсионных и частных катерах с причалов острова Котлин.
Зимой. На автомобильном транспорте надо из Санкт-Петербурга доехать в г. Сестрорецк по Приморскому шоссе и улице Токарева до пересечения с Дубковским шоссе, повернуть налево и проехать до парка «Дубки». Далее – пешим порядком, через парк, до побережья и по льду залива (порядка 4 км). При следовании на маршрутках (№305 от м. «Старая деревня», №325 от м. «Черная речка») выходить надо в г. Сестрорецке сразу после моста через Водосливной канал. От остановки пройти к заливу, к парку «Дубки». Далее – по описанному маршруту. Причем, следует иметь в виду, что теплая вода Сливного канала южнее парка ослабляет лед. Советуем обойти ненадежный прибрежный участок чуть севернее парка, выходя на лед с пляжа.
Солнце в день похода не обещали, но даже в пасмурную погоду темная полоска острова просматривается с берега, сложностей с ориентированием нет.
Хрустальные деревья парка «Дубки» по мере удаления от берега становились все меньше.
Катера МЧС, «летавшие» по заливу, вселяли уверенность в успешном преодолении «ледяной переправы»
Около часа понадобилось нам для того, чтобы достичь правого фланга форта.
Чтобы ощутить грандиозность сооружения (а длина острова составляет 700 м!), решили обойти форт по заливу с фронтальной стороны.
Оказалось, что подняться на трехметровую бетонную защитную стенку весьма затруднительно! Нас выручили проемы для водозаборных труб, по которым мы и проникли на форт.
Левый фланк форта заканчивается позициями зенитных орудий, установленных в годы Великой Отечественной.
Здесь же, на волганге левого фланка, находится шахта, в которой скрывался прожектор засветки системы «Шуккерт». Второй такой же прожектор находился на правом фланке. Направление световых потоков было сориентировано так, чтобы создавать световую завесу перед фортом и тем самым маскировать вспышки огня при производстве выстрелов береговыми орудиями, не позволяя противнику определить их точное местоположение.
Еще одно сохранившееся сооружение левого фланка – наблюдательный пост. Судя по размерам, он использовался для укрытия часового.
Орудийные дворики, руины дальномерного поста – все, как обычно, вот только орудия размещены реже, чем на фортах более ранней постройки.
Гарнизон форта в мирное время насчитывал 650 человек. Это был практически небольшой городок со своими казармами, офицерским собранием, лазаретом, банями, ледником для хранения скоропортящихся продуктов, хлебопекарней, библиотекой, церковью и синематографом. Летом офицеры и солдаты практически не отлучались с острова. Стрельбовые упражнения проводились ежедневно в течение всего дня, с перерывом на обед. Заканчивались ратные будни чисткой орудий перед ужином.
Солдатские казармы располагались на первом этаже, под орудийными двориками. Толщина защитных перекрытий над ними до 2,2 м.
Артиллерийские погреба находились в теле земляного вала, за казарменными помещениями.
Еще глубже, ближе к эскарпу, устроена потерна, соединяющая все помещения нижнего этажа форта между собой.
Форт был оборудован системами отопления, вентиляции, опреснения воды, ливневой канализацией.
С берега служивые (а по праздникам и семьи офицеров) добирались катером или шлюпками во внутреннюю гавань форта, к пристани.
Интересно, что после вывода броненосного крейсера «Рюрик» из состава флота в 1923 году, две его башенные установки с 203-мм орудиями были установлены на центральной батарее «Тотлебена».
Отметим, что, если в Первой мировой и революционных событиях 1917 года форт не отметился, то в годы советско-финской и Великой Отечественной войн сыграл значительную роль в обороне Ленинграда. Артиллерия «Тотлебена» (к тому времени переименованного в «Первомайский») вела огонь по силам противника на Карельском перешейке в секторе Белоостров – Зеленогорск, участвовала в отражении вражеских авианалетов.
Форт использовался по назначению до 1958 года. К сожалению, после того, как военные оставили остров, он подвергся варварскому разорению. Башенные установки, как и все доступные металлические конструкции, были тупо переплавлены на металл. От прожекторной установки подсветки целей осталась только шахта с обрезанными стойками направляющих и лестниц.
Командному пункту батареи повезло больше – бетонная «шапка» защитила его броневую защиту от распила.
На бруствере центральной части форта и на правом фланке еще два командно-наблюдательных пункта «прищурились» темными проемами амбразур…
Осматриваем уже упоминавшуюся шахту прожектора засветки и спускаемся в помещения первого этажа.
За время осмотра форта поднялся ветерок, спрятав берег за белой пеленой. Согревшись чаем и наглухо застегнув куртки, мы двинулись в обратный путь.
С каждым шагом все больше растворялся в белой мгле некогда грозный и неприступный страж северных морских ворот Санкт-Петербурга, а ныне осиротевший, заброшенный остров под бетонным панцирем, который ежесекундно разрушают волны, ветер и беспощадное время…
В статье использованы материалы книги Л. Амирханова и В. Ткаченко «Форты Кронштадта», публикаций Л. Амирханова и В. Ткаченко «Ключ от северных ворот», Л. Амирханова «Скорее русский, чем английский».