Затерянный мир Воттоваары

Воттоваара – даже от самого слова веет чем-то мистическим и загадочным… Если говорить сухим языком справочника, то это скальный массив площадью более 6 квадратных километров в центральной части Республики Карелия, наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности – 417 метров над уровнем моря.

Но если вам сообщить, что топонимики до сих пор не определились с единым трактованием этого названия: то ли «Гора Победы», то ли «Гора с медвежьей берлогой», что здесь происходят загадочные вещи: останавливаются часы, деревья растут вершинами вниз, что здесь совершались культовые обряды древних саамов, - разве вы удержитесь от путешествия? То-то!

Как добраться до горы Воттоваара?

С Ладожского вокзала Санкт-Петербурга через станцию Гимольская ходит поезд №350А «СПб-Костомукша». Время в пути – 12 часов. Предвидя «всплеск туристической активности» в майские выходные дни, мы заранее позаботились о билетах.

Второй участок маршрута (порядка 25 км) – от поселка Гимолы до Воттоваары – предстояло одолеть пешком или (если повезет) воспользоваться услугами местных «извозчиков». Одного из них – Александра, владельца легендарной «буханки», - мы нашли в информационном поле Интернета. После попытки отговорить нас от поездки по причине холода и непроходимости дороги, он все же согласился подвезти компанию до того места, куда рискнет доехать.

карта района Гимолы-Воттоваара

Итак, 30 апреля, немного сократив себе рабочий день, мы, снаряженные и заряженные на приключения, погрузились на поезд. К питерской четверке присоединился наш друг из Курска. Высадка на ст. Гимольской в 03.20, где поезд притормаживает всего на минуту, была больше похожа на десантирование. Быстрый выход в тамбур, прыжок в морозную темноту (платформа отсутствует в принципе), прощальный гудок уходящего состава и обволакивающая тишина…

Высадка на станции Гимольская

Минут через 10-15, после дежурного звонка, мы услышали движок подъезжающего УАЗа. Быстро закидали рюкзаки и под рассказы водителя отправились «преодолевать дорогу». Когда-то здесь существовал леспромхоз, дававший работу 600-700 жителям. В эру капитализма все рухнуло. Ни школы, ни больницы, ни приличного магазина…

По ухабам, ледяным наростам и промоинам смогли проехать около 10 км. Перед очередным «озером» на дороге со словами «здесь трактора нет, сяду – до лета буду сидеть» нам было предложено освободить салон.

Ночной маршбросок

Надо сказать, что морозная свежесть Карелии торопила начать движение, а заливающий окрестности рассвет пробуждал лесную жизнь и открывал нам все новые пейзажи.

Замерзшие озерца

Дорога на пригорках

Первое маленькое открытие – это токовище глухарей. Поначалу мы никак не могли понять, что за гул нарастает за деревьями, расположенными впереди, справа от дороги. И только прокравшись на берег замерзшего озерца, мы увидели под деревьями на противоположном берегу токующих птиц. Но очень осторожные! Не подобраться!

Токовище

К девяти часам утра мы достигли мостика через реку Тяжа, сразу за которой на карте была обозначена развилка, практически под самими склонами Воттоваары.

Мост через Тяжу

Мы выбрали левое направление, для последующего подъема по южному склону горного кряжа, который, судя по карте обещал быть более пологим. Чуть дальше, за развилкой на нескольких деревьях увидели прибитые номера, оставленные лихими «раллистами», решившими преодолеть здешние ухабы на колесах.

Номерные знаки неудачников

Но еще интереснее были «памятные знаки» на песчаном участке дороги. Поначалу мы решили, что это медведь. Но Интернет подсказал – росомаха!

Следы росомахи

Обнаружив тропу, идущую на подъем, приняли решение подкрепиться перед «штурмом» высоты. Да и то сказать – десять утра! – самое время для завтрака!

Подъем по южному склону

На подъеме ничего необычного, прозрачный березовый лес. Но вот на глаза попадает корень дерева, которое скрутила, выкорчевывая, неведомая сила…

Интересные завороты

Дальше – больше. Многотонный камень, лежащий на трех камнях-опорах. Сейд. Кстати, подобных сейдов на плато Воттоваары больше полутора тысяч! Ученые до сих не пришли к единому мнению – рукотворные эти конструкции или нет. Одни придерживаются версии, что это культовые объекты древних саамов. Другие – что это результаты таяния ледника, покрывавшего карельские просторы. Одно бесспорно – часть из них являются новоделами, спекуляцией на тему о «местах силы».  

Сейд - валун на трех камнях-опорах

Панорама Карелии

Мы на горе! Погода чудесная! Позади нас зеленое карельское море с белесыми проталинами озер, а впереди – сталкерская зона.

Ворота в апокалипсис

Повторимся, что Воттоваара не имеет ярко выраженной вершины, она представляет собой относительно ровное плато, возвышающееся на четыреста метров над уровнем моря. В Крыму эту местность назвали бы яйлой. Пройдя несколько сот метров, мы решили остановиться в небольшой впадине, скрытой от ветров. К тому же, всего в пятидесяти метрах от стоянки располагалось небольшое озерцо, ставшее нашим водохранилищем.

Базовый лагерь

Озеро - наше водохранилище

К полудню был разбит лагерь и разведен костер, к 13 часам мы, отобедавшие, уже мирно сопели, а к 15 часам экспедиция созрела для обследования окружающей местности.

А смотреть и удивляться было чему. Земля после апокалипсиса – по-моему, самое верное впечатление от окружающего. Второе, что удивляет после многочисленных сейдов, - сухие деревья с вершинами, торчащими во все стороны, словно разметанные космы волос… Знающие люди объясняют это двумя причинами: во-первых, реакция деревьев на сильные местные ветра, во-вторых – последствия длительного пожара, бушевавшего на Воттовааре десять лет назад.

Стволы растерзанных деревьев

Третий удивительный момент - неисчерпаемая фантазия природы, проявленная при обработке камня.

Окаменевшая панда

Голова Аватара

Разметка каменотеса-природы

К северо-западу от лагеря мы обнаружили окаймленный скальными уступами кратер размером с футбольное поле, на дне которого освобождалось ото льда небольшое озерцо. Амфитеатр – такое название упоминается в литературе про Воттоваару. Ученые предполагают, что это провал образовался в давние-давние времена в результате землетрясения.

 Амфитеатр

На одном из каменных полей амфитеатра природа сотворила строго прямоугольный колодец, подобно тому, как надрезают и вынимают из арбуза скибку, насаживая её на нож.

Природой рубленый колодец

Рядом – очередное удивление. Весомые, округлые камни разных размеров на ровной наклонной поверхности. Интересно, сколько веков они сохраняют этот баланс?

Многовековой боулинг

Уходим на север плато, к расколотому валуну. Его точно резали гигантским ножом!

Расколотый валун

Довершили картину сюрреализма необъяснимые колокольчики, растущие из надломленных стволов деревьев…

Колокольчик из Зазеркалья

Усталость от бессонной ночи и перехода взяла свое. Несмотря на то, что мозг просто бурлил от увиденного, нам хватило сил только на быстрый ужин. Спать! Спать в полной тишине и одиночестве! Но перед этим бахнуть петарды в нескольких местах по кругу, на удалении от палаток. Небольшой бабах и запах пороха отпугивают зверье и добавляют спокойствия!

Новый день начинался рано и обещал быть солнечным.

Сталкерский восход

Да и как могло быть иначе в светлый праздник Пасхи? Оказывается, девушки тайно позаботились о праздничном завтраке. Неожиданно и приятно, однако!

Пасхальный завтрак

Планом второго дня предусматривалось совершить радиальный выход на «сопку Смерти».

О чем речь? В июле 1942 года через эти места отступала партизанская бригада, преследуемая финскими войсками. В нескольких километрах к юго-востоку от нашего лагеря, на высоте 264,9, произошло одно из самых тяжелых боестолкновений отряда с вражескими силами, в результате которого погибло более 100 партизан вместе со своим командиром. Мы посчитали должным найти эту высоту с обелиском.

Фотохроника

Фотохроника-1

Фотохроника-2

После приятного завтрака, с легкими рюкзачками мы проделали обратный путь до развилки у подножия Воттоваары, а дальше ушли влево. Шагалось легко. Солнце и ветер делали свое дело - на открытых пригорках дорога совсем уже просохла.

На пути к сопке Смерти

На подходе к цели мы встретились с группой ребят, высаживавшихся на Гимолах одновременно с нами. Они стояли первую ночь как раз у этой высоты, а дальше собирались через Воттоваару идти в поселок Суккозеро. От них мы получили подсказку, что обелиск с дороги не виден и надо искать по правой стороне дороги ориентир – лестницу, выложенную из камней.

Лестница с дороги на высоту 264

В пятидесятые годы, в ходе лесозаготовок, на этом месте стали находить множество останков партизан, оружия и снаряжения. Среди прочих предметов был найден миномет, что послужило причиной назвать место «Минометной сопкой». Позднее, в конце 70-х годов, поисковики, по воспоминаниям участников партизанского рейда, отраженным в книге Д.В. Гусарова «За чертой милосердия», нашли точное место боя и установили здесь памятный обелиск. С тех времен среди поисковиков, местных жителей и в публикациях укоренилось новое название высоты - «сопка Смерти». Особо отметим, что это название никак не связано с горным кряжем Воттоваара.

Обелиск на высоте

Поклонившись праху защитников Родины и возложив цветы, мы тронулись в обратный путь.

Маленькое отступление. На подходе к сопке к нам прибилась упитанная жизнерадостная собачка, которую мы по окрасу назвали Рыжиком. Оказалось, что песик сопровождал группу ребят от самой ж/д станции, но, как видно, утратил к ним интерес и увязался за нами. Хлеб его не интересовал, а от колбаски не отказался. Проследовал с нами до базового лагеря, отужинал и был таков… Учитывая размеры собачки и наличие хищников в здешних местах, мы даже засомневались, остался ли Рыжик жив после вечернего исчезновения. Каково же было наше удивление, когда, по возвращении в Гимолы, мы встретились с этим бесстрашным путешественником, как оказалось, Агатом. Со слов Александра, такие «забеги» для Агата обычное дело.

Рыжик, он же Агат

Переход второго дня был не столь утомителен, хватило сил и желания на выход к амфитеатру для фото-видеосъемки заката и на посиделки у костра…

Вечерняя фотосессия

С наступлением темноты лагерь «начали окружать силуэты зловещих монстров, леших и прочей нечисти».

Ангел над нашей палаткой

Йода из звездных войн

Но у нас с собой было! Залегли спать даже без профилактических петард! В эту ночь, как и в предыдущую, ничто и никто не нарушил наш безмятежный сон.

Утром крайнего дня похода

Вчера, при возвращении с сопки Смерти, у тропы, ведущей на Воттоваару, мы увидели знакомый УАЗ-«буханку» и поняли, что два солнечных дня восстановили автосообщение между станцией и горой. Связавшись с Александром, договорились на перевозку нас к ж/д станции. Получив «бонус» по времени, позволили себе не торопиться с подъемом в крайний день похода. Да и километраж на радиальный выход запланировали себе щадящий. К северо-востоку от лагеря, на возвышенности за пределами плато находится еще один удивительный объект – «лестница в небо». Идем к лестнице!

Под восточным склоном Воттоваары

Нас ждали новые тропинки, нетоптанные снежные впадины, «разнокалиберные» сейды и захватывающие виды на окрестности.

Под сейдом

По достаточно крутому склону спустились к Скальному озеру.

Скальное озеро

Случайно забрели в чью-то «столовую»…

Следы чей-то трапезы

И после некоторых блужданий по лесу все же вышли к искомому объекту. В цельном камне, высотой более двух метров, высечены 13 ступеней. Казалось бы, ответ напрашивается сам собой – вырубили разумные люди. Но! Возраст камня относится к тем временам, когда у саамов даже не существовало понятия «лестница»!

Лестница в небо

Проанализировав по навигатору путь, проделанный нами, задумались над выбором: петлять в обратном направлении 5 км или рвануть напрямки, но через болото? Лень – провокатор геройства! Решили через болото! Смелости добавили следы на предполагаемой тропе. Да, под ногами хлюпало и без коротких сапожек было не обойтись, но под кочками и жижей ощущалась прочная основа – ледяной панцирь.

Обратный путь через болото

Переход закончился быстрее запланированного, поэтому после обеда осталось время еще раз пройтись к западному склону плато и запечатлеть местные пейзажи.

Солнечный день

Прощальный взгляд на карельские просторы

Все. Около 19-ти часов Александр сообщил о выезде из поселка, мы начали спуск к дороге.

Уходим вниз

В этой поездке в экипаже появился штурман – лайка Норд. В пути она первой среагировала на лося, неспешно перешедшего дорогу в сотне метрах перед машиной.

Штурман Норд

К 21 часу мы уже были на станции, а до прибытия нашего поезда оставалось еще долгих 5 часов!

Здание станции

Здание станции не функционирует, поэтому пришлось перенести «зал ожидания» к костру, на побережье живописного Гимольского озера.

Гимольское озеро - наш "зал ожидания"

Поезд пришел по расписанию, и мы с нескрываемой радостью растянулись на полках теплого вагона. Вот только взгляды закрывающихся от усталости глаз уперлись в верхние полки, а не в звездный купол Воттоваары…