Суходолье. По Линии Маннергейма

Укрепления линии Маннергейма

Предыстория

Приближались майские праздники. По уже сложившейся доброй традиции мы готовились к первому после зимы длительному походу с несколькими ночевками.

В канун Дня Победы захотелось связать свое путешествие с военной темой. Решили увидеть своими глазами укрепления, возведенные финнами, так называемую линию Маннергейма.

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать здесь.


 

Линия Маннергейма - комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладожским озером, созданный в 1920—1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. Эта линия стала местом наиболее значительных боёв в «Зимнюю войну» 1940-го года.

Изначально была мысль пройти вдоль линии укреплений от Финского залива до Ладожского озера, но… Оказалось, что во многих местах и не пройти вовсе из-за нынешних закрытых территорий, не на всем протяжении остались достойные внимания сооружения, да и не успеть за три дня одолеть такую дистанцию. Ограничили свои аппетиты восточной оконечностью укреплений линии Маннергейма, прилегающей к Ладожскому озеру по северному побережью озера Суходольское (финны называли его Суванто).

На северном побережье озера были построены три узла обороны:

- «Sa» - Саккола (ныне Громово);

- «Ke» - Келья (ныне Портовое);

- «Tai» - Тайпале (ныне Соловьево).

Нас заинтересовали последние два объекта. Итак! Поехали!

День 1

Майские праздники в Питере и Лен. области, по моим наблюдениям, как правило, всегда очень теплые. Иногда даже жаркие. Но майские в 2014-ом году оказались редким и грустным исключением: последние дни перед выходом ежедневно шли дожди со снегом, дул по-зимнему ледяной ветер. Как таковой холод нас, экипированных походников, не пугал, но беспрерывные дожди оптимизма и рвения бежать в поход не добавляли. 1-ого мая рюкзаки мы собрали, но "ехать или не ехать" окончательно решили уже в первый день похода, рано утром. Кусочек ясного неба среди огромной серой массы туч почему-то очень подбодрил нас и мы рванули на вокзал.

В 7.30 мы уже сидели в электричке «Санкт-Петербург- Кузнечное» и пытались поскорее согреть себе холодные деревянные сидения. Пейзажи за окном впечатляли: чем дальше от города - тем чаще и больше белоснежные сугробы! Мы же подбадривали друг друга: где мы - там погода! В 11 утра мы прибыли на ст. Громово.

Громово

Далее задача была найти какой-то транспорт до пос. Портовое. Мы, наивные, начитавшиеся интернета, были уверены, что по этому направлению бегают маршрутки и автобусы. Ничего этого там нет! На нашу большую удачу на вокзале мы встретили чудесного Николая Васильевича, который согласился за денежку подвезти нас до поселка.

В Портовом мы были уже к половине 12-ого. Отсюда и начинается наш как таковой поход в его пешем виде!

Начало пути из пос. Портовое

Портовое пересекает одна-единственная грунтовая дорога. По ней мы и движемся вперед, к побережью Ладоги. Дорога достаточно долго петляет по поселку и выводит к коттеджам и базам отдыха на живописном берегу озера Суходольского. Мы продолжаем движение по той же дороге, любуемся лесом, снежными полянками и распустившимися первоцветами, слушаем тишину.

Озеро Суходольское

Причуды природы

Первоцвет

Дорога пересекает урочище "Жигулево". Здесь оборудованная стоянка: стол, скамейки. На столе емкость с гильзами от винтовочных патронов. Скорее всего, здесь останавливались поисковики. Рядом с урочищем - остатки финских домов. Ну вот! Становится все интереснее и интереснее!

Эхо войны

Остатки фундамента

Далее дорога идет через густой сосновый лес, изуродованный многочисленными воронками и траншеями. Все это эхо советско-финской войны...  Много беседуем о войне, с ужасом пытаемся представить те тяжелые дни...

Воронки от снарядов

Окопы вдоль дороги

Погода с самого начала похода к нам благоволила. Порой солнышко было таким жарким и таким ласковым, что хотелось полежать на поляне и позагорать. Но все не вечно! Уже через час нас настигли снеговые  тучи и небо щедро, от души, осыпало нас мелкой и частой крупой...

Майский снег

Потихоньку наши восторженные созерцания, наши "ахи" и "ух ты!" стихают.  Настроение начинает портиться. В довесок ко всему Дима сильно натер ноги, папа по дороге вспоминает, что забыл дома котелок... Мама, пройдя 10 км по лесу и не видя впереди никаких уютных и теплых перспектив стоянки и ужина, заключила: "Так далеко, блин, зашли - потом сто-о-олько возвращаться!" Идем уже без слов, без веселых шуток и бесед. Идем так еще порядка 3 км.

Тропинка спускается к озеру, GPS убеждает, что мы уверенно приближаемся к укреплениям ДОТа «Патониеми», а впереди нашему взору открываются безлюдный лагерь с постройками, похожими на рыбацкие стоянки. На одном из кустов у тропинки видим старый чайник. Счастьеметр начинает потихоньку зашкаливать: и стоянка под навесом, и укрытие от ветра, и даже емкость под еду - все обеспечено! Тут же и площадка для игры в бадминтон, и качели, и романтичные скамеечки на берегу, и все-все! Даже холодильник "Юрюзань"! 

Лагерь на берегу озера Суходольское

Чайник вместо котелка

Качели на стоянке в лаегере

Площадка для бадминтона

Озеро Суходольское

Оказалось, и искомый форт Патониеми под боком. Прежде чем разбивать лагерь, исследовали остатки укрепления, сильно пострадавшего в ходе кровопролитной войны.

Карта расположения форта Тайпале линии Маннергейма

Вход в Патониеми

Вход в Патониеми

Дверь на входе в Патониеми

Двухэтажный артиллерийский ДОТ «Ра» был построен в 1924 году, а в декабре 1939 года был вооружён четырьмя орудиями. Наиболее серьёзные повреждения бункер получил 21 февраля 1940 года, когда два 205-мм снаряда пробили восточную стену, от чего сдетонировал боезапас. Для прикрытия "Патониеми" с флангов были сооружены два пулемётных бункера: с северного фланга - Tai-10 (полностью разрушен от прямого попадания снаряда), с южного - Tai-9 (поврежден частично, сохранился вход).

Немного южнее бункера Tai-9 мы и решили остановиться на ночлег:  поставили палатку и начали заниматься приготовлением ужина.

Чайник оказался дырявым, поэтому пришлось пожертвовать чистенькой буржуйской кастрюлькой, используемой обычно только для газовой горелки.

Стоянка радовала своей небывалой чистотой.

Даже деликатный вопрос решен был очень цивилизованно, по всем правилам, с деревянной уборной в ближайшей траншее :). Через какое-то время на стоянке появился мужчина. Это один из "хозяев местных владений"! Мы познакомились, зовут его Даня. Оказывается, каждое лето, из года в год, эти лагеря заселяются «индейцами», как их называют местные жители. Со слов Дани мы поняли, что компании тут устойчивые, все друг друга знают. Это несколько семей. Ранее эти территории даже пытались охранять. Сейчас бывают наездами, имея неподалеку дачи, следят за чистотой. Почти как в фильме "Дикари", только действие происходит не в жарком Крыму, а на северных землях.

Вечер был откровенно холодным. Грелись на солнышке на берегу, кутались в теплые вещи у костра, играли в бадминтон.

А в 9 часов вечера уже легли спать, сперва посмотрев по планшету выпуск новостей. Абсолютную тишину ночи нарушал лишь мирный храп уставших путников.

День 2

Подъем был ранним, но неприлично долгим для туристов. Глаза открыли в 7.30, но вылезли «на улицу» только через полчаса. Виной тому – нулевая температура воздуха, обнявшего теплую палатку.

Набравшись смелости, даже умылись ледяной водой из озера. Спальники и палатки были мокрыми от конденсата. Приходится сперва заняться просушкой "постели"  у костра. Во время завтрака пытаемся проснуться, согреться и определиться с дальнейшим маршрутом на сегодня.

Закат на озере Суходольское

Ужин на озере

Было решено идти вдоль Суходольского озера до пос. Соловьево и  осмотреть объекты укрепрайона «Тайпале». После этого планировалось повернуть обратно в сторону Портового по грунтовой дороге и заночевать у какого-то маленького озерца неподалеку от поселка. План наполеоновский, надо сказать!

Уходя из «индейского» лагеря, оставляем записку хозяевам лагеря и благодарим за уютную стоянку и гостеприимство!

Записка оставленная для хозяев лагеря

Пройдя метров 100, мы поняли, что наш лагерь был лишь крайним кварталом большущего города! Весь берег просто усеян огромнейшими стоянками, навесами, столами и скамейками под гигантские компании. На холодных майских, конечно, все это пустовало, но иногда встречались небольшие компании так называемых "дикарей". К сожалению, не все содержат свои стоянки в чистоте: местами было очень грязно! А порой встречались ну такие уютные, чистенькие и оригинальные стоянки, что невозможно было не сфотографировать. Надо признаться, что стоять здесь летом очень здорово. Помимо красивых пейзажей, чистого воздуха, само озеро просто подарок для тех, кто любит понежиться, понырять в водичке: у озера чистейшее песчаное дно! Ну и, конечно, это счастье для рыбаков!

ВМФ СССР на озере Суходольское

Чучело на озере

Оборудованные стоянки а берегу озера Суходольское

Домики на стоянке

В какой-то момент стоянки закончились, а красивые сосны сменились болотным мхом… Вскоре мы упираемся в те самые надолбы – «Зубы дракона», которыми финны пытались остановить советские танки.

Здесь произошел смешной и одновременно неприятный случай. Подойдя к надолбам поближе, мы увидели совсем неподалеку дачный участок и домик. Тут же к нам выбежала раздраженная семейная пара, хозяева участка. Даже не спросив, кто мы и зачем здесь, сразу же заявили, что мы ворвались в чужой дом, на их частную территорию и собираемся тут что-то взрывать (мысли о взрывчатке почему-то вызвал мой большой кофр с фотиком :)). Мы, конечно, было очень удивлены. Никакие карты и снимки ничего подобного нам не сообщали. Спорить и ругаться мы не стали и покинули участок. Но осадок остался.

Надолбы Линии Маннергейма

Надолбы Линии Маннергейма

От дачного участка идет грунтовая дорога. Правда, по этой дороге проедет далеко не каждая машина, порой она превращается в непролазное бездорожье. Дорога в стиле "Ладога-трофи!" :) Именно по этому пути мы и движемся в сторону пос. Соловьево

Надолбы Линии Маннергейма

Майские дороги

Все чаще и чаще встречаются болотистые места. По дороге делаем множество находок - это все следы войны. Также регулярно встречаются фундаменты финских построек. Следы войны – воронки и траншеи – встречаются еще чаще, чем в предыдущий день. Видим множество раскопов. Вероятно, это дело рук чернокопателей или поисковиков. 

А лес меж тем так далек от всех реалий, у него своя жизнь: он неспешно по-весеннему просыпается и радует свежими красками. 

Эхо войны. Остатки снарядов

Майские дороги

Весна на Карельском перешейке

Наконец-то развилка, и дорога упирается в частный аэродром. Чей это аэродром - мы, конечно, не в курсе! Мы поворачиваем налево и идем вдоль забора, огибая огромную территорию аэродрома. Идем достаточно долго. А слева от нас тем временем снова показались ряды противотанковых укреплений - ряды гранитных надолбов, врытых в землю. Обычно они строились в четыре ряда.

Взлетная полоса в Соловьево

Противотанковые надолбы

Забавным приключением стала встреча на линии Маннергейма с группой финских туристов. Мы даже поздоровались! Они, так же как и мы, шли в пос. Соловьево. Как стало известно позднее, финны бывают в этих местах очень часто. Они участвовали в финансировании постройки здесь памятника погибшим воинам как со своей, так и с нашей стороны. Сейчас они сюда приезжают с экскурсиями и, со слов местных,  ухаживают за монументами. 

А это смешное фото, когда группа финских туристов рванула за нами по сокращенке в Соловьево! Ощущали себя "Сусаниными"!

Финские туристы идут за нами

Ну а мы уже подошли к пос. Соловьево. Вот так сюрприз! Уж сколько поселков и сел мы перевидали, но такого еще не встречали. Соловьево - это гипер-элитные коттеджи! Не дома, а  замки с огромными участками, бассейнами, саунами, охраной, собаками, камерами видеонаблюдения. Попасть сюда можно в основном через паром, который регулярно переправляется с противоположного берега реки. Грунтовая дорога в Соловьево есть, но она тоже в стиле а-ля "Ладога-трофи". Теперь мы понимаем, что и частный аэродром здесь - отнюдь не случайность.

Пересекаем Соловьево и выходим к живописнейшему месту – устью реки Бурная

Река Бурная

Найдя уютное безветренное место, мы пообедали и решили, что идти дальше уже не хочется, что можно подумать о стоянке именно здесь, на берегу Ладоги, а уж завтра двинуть в сторону Портового. Так и сделали! Остались ночевать в этом живописном месте. 

После обеда мы обследовали остатки финских дотов, блиндажей и укрытий, которых здесь очень и очень много.

Остатки фортов на реке Бурная

Остатки фортов на реке Бурная

Остатки фортов на реке Бурная

Ближе к вечеру стали искать место для ночлега. Хотелось встать у воды, чтобы любоваться бескрайней Ладогой... Искали-искали тихий закуток, но осознали, что ветер был все равно неизбежен, поэтому решили натянуть тент, тем самым хоть немного скрасив погодные условия. 

Устанавливаем защиту от ветра

Вечер был щедрым на душевные беседы за кружкой чая. Иногда тишину нарушали отдыхающие на противоположном берегу. Похоже, там какая-то турбаза. Но это не помешало быть вечеру приятным!

Река Бурная

Река Бурная

 

День 3.

Утро последнего дня похода началось неожиданно бодро! Проснувшийся раньше нас папа не нашел ничего оригинальнее, чем в 7 часов утра встать у изголовья палатки с телефоном и включить на всю громкость  Deep Purple "Smoke on the water" и крикнуть: "Подъем!" Эффект от такой "будилки" среди утренней лесной тишины был обеспечен! 

Пока занимались утренними сборами, налетела туча, принесшая с собой плотный заряд мелкой и противной мороси. Успели промокнуть!

Непогода на реке Бурная

Непогода на реке Бурная

Непогода на реке Бурная

Вскоре небо прояснилось, мы быстро позавтракали, "остограммились для сугреву" и кинули прощальный взгляд на гладь озера. А теперь предстоял долгий и монотонный путь в Портовое! И тучи нас в буквальном смысле гнали!

Соловьево

На обратном пути из Соловьево посетили братское захоронение советских воинов, штурмовавших финские укрепления.

Братская могила советских воинов в Соловьево

Братская могила советских воинов в Соловьево

Братская могила советских воинов в Соловьево

Братская могила советских воинов в Соловьево

А дальше началось самое интересное. Нас нагнали те самые тучи. Пошел дождь, превратившийся в обильный мокрый снег. Технику пришлось спрятать, но один кадр я сделать все-таки умудрилась. 

Майский снег

В таких погодных условиях мы и возвращались домой, не поленившись ознакомиться с захоронением финских воинов.

Братская могила финских воинов в районе Соловьево

В Портовом нас, мокрых и грязных, снова "подобрал" Николай Васильевич и отвез в Громово

Резюмируя все, можно сказать, что май  - не самый благоприятный период для походов, но ходить все равно интересно! Не бывает плохой погоды - есть плохая одежда и обувь! 

Долгая дорога  домой

Комментарии
Письмо ваше получили ). Спасибо за добрые слова. За мусорных соседей просим прощения, воспитательной работой всех не охватить. Будете рядом - заходите ещё.
Аватар пользователя Вадим Хохлов
Даниил, вот так и поверишь в новогоднюю сказку - получить от Вас известие в канун новогодья! Приятно, что Вашего терпения хватило дождаться запуска сайта! Спасибо за отзыв и рады Вашему присутствию на наших страничках! С Новым Годом!
Здравствуйте ещё раз, Вадим и Ко! Надеюсь, ваш исследовательский энтузиазм не угас. Вспомнил про вас снова в годовщину нашей встречи. Пришлите мне пожалуйста свой email или скайп, есть небольшой вопрос-сообщение. Пытался отправить без опции "отображение на сайте", но кажется не получилось. Спасибо.
Подскажите дорогу к этим лагерям индейцев хочу прокатится туда на машине с семьей ищу на сайтах немогу найти вот только у вас хоть фото знакомые увидел заранее благодарен
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Александр, добрый день! Дорога идет Громово - Портовое - Соловьево. На участке Портовое - Соловьево ответвление вправо - лесная дорога. Эта дорога приводит к лагерю, но не доезжая, примерно, 500 метров до лагеря, на дороге вбиты заграждения. Их не проехать. Вы можете скачать GPS трек нашего маршрута, наложить на карту, и станет понятно как добраться. Ссылка на трек: http://svoimarshrut.ru/tracks/gps-trek-linii-mannergeymaukreprayon-taypale-fort-patoniemi После Портового идет грунтовая дорога, в сырую погоду можно проехать только на машине повышенной проходимости.
Большое спасибо
Прекрасная статья!Хочется пройти по Вашему пути и увидеть все эти места! Спасибо Вам!
Все в ваших руках! Статья отличная, автору спасибо
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Андрей, Мы будем рады если наш маршрут вдохновит Вас на поход в эти места! PS: Этой осенью планируем совершить вылазку на другой участок линии Маннергейма, в укрепрайон Суммаярви, и продолжить тему линии Маннергейма. Следите за новостями!
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Борис, спасибо за отзыв!
 

comments powered by HyperComments