Форт "Александр 1". Форты Кронштадта
Вадим Хохлов сб, 04/26/2014 - 13:36
9 марта 2012 года мужская часть группы – «Титан» и я, «Альфа», совершили вылазку на форты, расположенные на южном побережье острова Котлин и в проливе между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Вообще, в зоне Финского залива их более двадцати, но в этот раз нашими целями были форты «Константин», «Александр 1» и «Петр 1».
Форты Кронштадта на карте
Как добраться?
Дело в том, что летом на большинство фортов можно добраться только на катерах, платно и на ограниченное экскурсией время, а зимой можно попробовать попасть самостоятельно - пешком по льду, своими силами, при соблюдении определенных правил безопасности. Одно из них – не выскочить на морской канал, по которому движутся суда из Питера в Балтийское море и обратно. Движение судов достаточно оживленное, поэтому лед не схватывается, а глубина – до 20 м!
Запаслись веревкой, навигатором, чаем, бутиками, запасными носками, фонарями на случай обнаружения подземелий и отправились в путь. Погода – изумительная! Солнечно, небольшой «минус», ветра практически нет. На автобусе (маршрут №101) добрались от м. «Старая деревня» до первой остановки на въезде в г. Кронштадт и пешком прогулялись по дамбе до форта «Константин». Форт оказался огорожен, проход на осмотр обошелся в 50 руб. с посетителя, правда выдали путеводители и рекламные буклеты.
История форта Константин
Форт начинался строительством деревокаменной батареи в 1808 г., на которой в два яруса были установлены 45 пушек. К 1861 году искусственный остров одели в «каменные одежды». На форте «Константин» впервые были построены батареи с броневыми брустверами для первых нарезных орудий. Уникальными были две установки 11-дюймовых артиллерийских орудий системы Г.Е. Паукера. После выстрела платформа с орудием посредством паровой машины опускалась в специальный колодец для заряжания. В бою артиллерия форта применялась только в Великую Отечественную войну. В 1960-х годах военные оставили форт и началось его разрушение. Сейчас на форте ведутся восстановительные работы, но мы попали в то время года, когда наружные части сооружений форта были занесены снегом, а внутрь казематов вход был закрыт.
С форта «Константин» мы рассчитывали по льду дойти до форта «Александр 1». Наличие на льду большого количества рыбаков вселяло дополнительную уверенность. Не тут-то было! Оказалось, что в гавань Базы Литке от основного фарватера пробит еще один – для подхода к контейнерному терминалу на острове. Про него нигде не писали! Пришлось возвращаться, чтобы обойти этот терминал по берегу, а уже с доступного побережья шагать на форт. Лед сухой, крепкий, толще 30 см - почти асфальт, но все равно веревку положили поверх рюкзака! Успокоились, когда разглядели в ста метрах впереди группу из 8 человек, идущих к той же цели. Форт впечатляет!!! Оказалось, что кто-то знающий из местных залез через амбразуру и открыл изнутри входную дверь. Есть что посмотреть! Почти все железо вырезано «Вторчерметом», но даже оставшиеся две чугунные лестницы поражают своей ажурностью и неподатливостью времени и непогоде…
История форта "Александр 1"
Форт «Александр 1» строился с 1836 по 1845 годы. Изначально вокруг будущего форта были установлены заградительные ряжи – затопленные деревянные срубы, наполненные камнями. На них размещались строители, материалы и временное жилье. Затем по специальным шаблонам по периметру форта забили шпунтовую линию и только после этого принялись за фундамент форта. Под его основанием забито 5335 свай! Фронтальная часть форта состояла из трех казематированных ярусов и открытой обороной наверху. В горжевой части форта располагалась двухярусная казарма. Здесь же находилась пристань. Форт был вооружен гладкоствольными орудиями. За внешний вид его называли «74-пушечный фрегатный дом». В 1896 г. «Александр 1» был исключен из списка оборонительных сооружений, а уже в 1898 г. он был переоборудован для размещения лаборатории по выработке противочумной вакцины (КОМОЧУМ).
Отсюда его второе название - «Чумной форт». Опыты проводились в основном на лошадях, для подъема которых на верхние ярусы форта там был построен специальный лифт. Общение с «большой землей» осуществлялось посредством единственного катера «Микроб». В 1918 году лабораторию закрыли, помещения форта использовались как воинские склады. С 1983 года, после ухода военных, форт остался практически бесхозным…
Непоколебим! Полтора столетия противостоит ветрам, волнам, льдам, дождям и … диким посетителям. А в 20 метрах к югу за ним уже колотые льдины фарватера. Часть подвалов, все три казематированных яруса и крыша были доступны для осмотра.
История форта "Петр 1"
С форта «Александр 1» практически по прямой прошли до форта «Петр 1». Это один из самых старых фортов кронштадтской крепости. Он был построен для защиты Купеческой гавани в 1724 году по деревоземляной технологии в виде острова с двумя бастионами и первоначально назывался «Цитадель». В 1834 году форт был перестроен в гранитные казематированные батареи с 97-ю орудиями и переименован в «Петр I». В 1896 году форт утратил оборонительное значение и используется по сей день как воинский склад. К 1904 году внутренняя гавань форта была засыпана, а с Котлиным его соединила насыпанная дамба.
Поглазели снаружи на гранит, амбразуры… В это время из Питера по фарватеру проходил очередной паром – лед-то похрустывает от волны, которую создает эта махина! Невольно хочется встать на четвереньки и поспешить к берегу! Перешли дамбу, под лай злых собак и крики бабушек ВОХР благополучно достигли берега, дошлепали до остановки автобуса. За день было пройдено 14 км.
Л.Л.Седых
пн, 11/10/2014 - 23:23
Вадим Хохлов
вт, 11/11/2014 - 20:52
Котрелев Владимир
чт, 12/11/2014 - 12:22
Вадим Хохлов
вс, 12/14/2014 - 00:27