Форт "Красная Горка"

Форт Красная горка. Ж/Д артиллерийские транспортеры

Скачать GPS трек данного маршрута можно здесь.

Форт "Красная Горка" давно вызывал наш интерес, но его посещение сдерживалось закрытостью всех окрестностей Соснового Бора. Весной 2014-го, после расспросов знающих людей, мы таки решили испытать судьбу и выбрали для себя электричку как средство преодоления пропускных пунктов. Билеты на Балтийском вокзале нам продали без каких-либо сложностей.

Как добраться?

Около полутора часов дремы в полупустом вагоне - и мы на платформе 68 км. Погода как будто ждала, когда мы выйдем из электрички, снежные заряды сменяются моросящим дождем. Чуть дальше платформы железную дорогу пересекает шоссейка, по которой и следует топать вправо по ходу движения поезда (на север). Где-то через 2 км пересекаем Приморское шоссе и продолжаем движение уже по брусчатке, выложенной в начале 20-го века. Еще около трех км пути - и начинаются первые домики поселка Краснофлотский. Слева просматривается остов ж/д платформы с одноименным названием, а за ним - вспаханная противопожарная полоса и свежие проволочные заграждения каких-то военных объектов. Собственно, теперь уже не заблудиться - встали на дорогу как на лыжню, переходим рельсы заброшенной ж/д ветки и идем между заборов и колючек военных объектов.

Что посмотреть?

Мемориал погибшим морякам

Минуем стелу с орденом Красного Знамени, напоминающую, что форт принимал участие в защите Петрограда в 1919 году и Ленинграда в 1941-1944 годах. Доходим до бывшей автобусной остановки на площадке между штабными зданиями, казармами и жилыми домами. Указатель предлагает повернуть налево и уже через 200-250 м мы оказываемся у мемориала в честь погибших на форте за время всех боевых действий. Два ствола гладкоствольных пушек размещены на парапете видно лишь для композиции - на форте гладкоствольная артиллерия не применялась.

Мемориал находится на восточной оконечности форта, в районе 100 м к западу от него натыкаемся на полуразрушенное здание, предназначение которого не совсем ясно. Более всего походит на здание радиостанции. Ближе к берегу - дизель-электростанция прожекторной установки батареи 130-мм орудий. Само сооружение хорошо сохранилось, за исключением металлоконструкций и электрооборудования - все срезано, выкорчевано, демонтировано... Вообще-то весь комплекс "Красная Горка" состоит под опекой Минобороны, которое обещалось сделать здесь музей. Но из всего перечня работ по сохранности объектов в глаза бросаются только красные таблички над входами в сооружения, напоминающие о том, что это памятник истории, и поясняющие его назначение.

Читайте по теме: Форт "Серая Лошадь".

Уходим по натоптанной тропе над обрывом еще западнее. В крутом откосе видны красные вкрапления, что и послужило названием для форта. Проходящие по фарватеру суда при дальности стрельбы батарей до 25 км кажутся мишенями в тире. Артиллерия "Красной Горки" простреливала весь залив до северного побережья! Снаряды, выпущенные из орудий форта, рвались и на форте "Ино", и в Кронштадте. Размеры "невского пятачка", удерживаемого советскими войсками во время блокады Ленинграда, также определялись дальностью стрельбы орудий калибра 305-мм, снятых с линкора.

Железнодорожные артиллерийские транспортеры

Меж тем тропа уходит в глубь берега и выводит нас к проезду между позициями двух батарей: слева (если смотреть от залива) располагаются позиции батареи 130-мм орудий; справа - позиции батареи 10 дм (245-мм) орудий. По правой стороне сразу за насыпью маленькая экспозиция больших экспонатов: железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-1-180 и ТМ-3-12. На них можно даже забраться! Что же до батареи 245-мм орудий, то входы в помещения артиллерийских позиций либо заварены, либо присыпаны основательным слоем грунта. На месте одного из артиллерийских двориков можно увидеть просевший грунт - следы взрыва. Следующая к западу батарейная позиция находится на территории действующих военных складов, огорожена несколькими рядами колючки с устрашающими надписями типа "Заминировано" и "Стой! Стреляют"....

Артиллерийские дворики артпозиций

Не рискуем и возвращаемся к артпозициям 130-мм орудий. В подземные помещения верхнего уровня артиллерийских двориков открытые входы. Неожиданно чисто. Но следы мародерства 90-х и здесь налицо. Вырезаны все металлические элементы, к которым можно было подобраться, выкорчеваны все до единого электрические кабели. Сохранились лишь ложементы для снарядов. Переходы, соединяющие позиции батареи, замурованы. В тыловой части форта многочисленные складские и вспомогательные сооружения с замурованными или засыпанными входами, элементы пожарного трубопровода...

По дороге в Лебяжье видим многочисленные заброшенные ж/д ветки, использовавшиеся для строительства и подвоза боеприпасов, и сооружения сухопутной обороны форта.

Крайний восточный элемент форта - дальномерный пост, захваченный "дикими дачниками". Далее - ряды не бедных коттеджей вдоль всего побережья. Остается только дойти до остановки маршрутки на Приморском шоссе.

Форт Красная горка. Схема

Форт Красная Горка

Дорога к форту Красная горка

Артиллерийский дворик батарии 130-мм орудий

Асфальт и срезаныне металлические швеллеры бункеров

Батарея противодесантной обороны

В потернах батареи 130-мм орудий

Вид на фарватер финского залива

Внутренне помещение дизель-электростанции

Дальномерный пост занятый дачниками

Дизель-электрическая станция прожектора 130-мм батареи

ЖД артиллерийский транспортер ТМ-3-12

ЖД артиллерийский транспортер ТМ-1-180

Засыпанные входы в артиллерийские позиции

К позиции 12-дм орудий не пройти

КП батареи 130-мм орудий

КП батареи 245-мм орудий

Надписи военных лет

Огневая точка самообороны

Подземелья батарей

Позиции 10-дм орудий

Помещения складов

Склоны Красной горки

Стеллажи для боеприпасов

Точки самообороны

Шахта прожектора

Элементы системы пожаротушения

Стелла в память о защитниках форта